Юбилейный концерт Шульженко


Несмотря на всенародную известность и любовь публики, послевоенное десятилетие оказалось для Шульженко непростым. В это время она с семьей перебралась в Москву. Расставание с городом на Неве далось нелегко, но все надеялись, что переезд в столицу даст исполнительнице необходимый творческий импульс. Всё складывалось не очень гладко: коллектив, с которым Клавдия Ивановна выступала в военные годы, распался, артистке требовалось время, чтобы придать формату сольного концерта современное звучание. Были проблемы и с репертуаром: вышедшие сразу после войны постановления Всесоюзного гастрольноконцертного объединения о чистке эстрадного репертуара лишили Шульженко права исполнять практически все любимые слушателем песни: лирику накрыла очередная волна критики. Однако сидеть сложа руки певица не умела: в это время она работала над новым циклом «Возвращение солдата» на музыку В. Соловьева-Седого (одна из песен, «Друзья-однополчане», особенно полюбилась публике), а также спела знаменитый вальс из сюиты А. Хачатуряна «Маскарад». В 1953 году Шульженко снялась в музыкальном фильме «Веселые звезды» режиссера В. Строевой. Эти эксперименты поддерживали певицу в творческой форме, не позволяли предаваться хандре: в самые непростые времена ее неизменно спасала работа.


Гуманистическое влияние военного периода на творческую жизнь страны продолжалось не одно десятилетие. Воодушевленное победой в одной из самых страшных войн общество переживало подъем. Смерть Сталина и осуждение его культа личности на XX съезде КПСС знаменовали новый период советской истории, позже названный «оттепелью». Страна стала более открытой, и ее граждане получили возможность познакомиться с зарубежным опытом. Чувствительная к социальным изменениям эстрада деятельно включилась в общий процесс созидания, благо цензура слегка ослабила хватку, а на сцену пришло новое поколение артистов. Одна за другой всходили молодые звезды, появились иные темы, эстрадные жанры переживали второе рождение.

Преданное служение сцене принесло свои плоды: в 1960-1970-е годы концерты Шульженко неизменно привлекали зрителей самых разных возрастов. Примером тому выступление певицы на Фестивале советской эстрадной песни в 1965 году - в то время уже не было нужды с кем-то состязаться - она заслужила право на собственный творческий стиль. Критика сменила гнев на милость, власть была благосклонна к исполнительнице; имя Клавдии Шульженко стало ассоциироваться с классической эстрадной школой. 10 апреля 1976 года в знаменитом Колонном зале состоялся юбилейный концерт певицы, на котором 70-летняя Клавдия Ивановна пела самые известные из своих песен.

Любимым танцем для нее всегда оставался вальс. В юбилейной программе его волнующий и праздничный ритм звучал не раз. Безыскусный «Синий платочек» был исполнен в память о фронтовых концертах. «Три вальса», удивительная история о трех возрастах женщины, о долгой жизни, пролетевшей за несколько минут, позволила певице продемонстрировать все секреты своего эстрадного мастерства и немалый жизненный опыт. И наконец, плод сотрудничества с Евгением Евтушенко - песня «Вальс устарел...», утверждающая, вопреки названию, совершенно обратное: вальс вечен, как само искусство. Особое внимание, которое исполнительница всегда уделяла текстовому материалу, сделало ее творческий вечер глубоким и содержательным. Многие из исполнявшихся певицей номеров пережили свое время, доказав, что искренность чувств всегда современна. Пятьдесят лет творческой биографии Клавдии Шульженко, посвященных эстрадной лирике, - лучшее тому подтверждение.