Взятие «Ла Скала»


«Ла Скала» - мировой центр оперной культуры: выступать на сцене этого прославленного театра мечтают все оперные певцы и дирижеры. Здесь публика рукоплескала Энрико Карузо, Титта Руффо, Джузеппе де Луке, Тито Скипе, Федору Шаляпину и Леониду Собинову. Новая эпоха в жизни театра была связана с именами двух известных оперных певиц и главных конкуренток: Ренаты Тебальди и Марии Каллас.


Весной 1951 года Каллас позвонил Антонио Гриингелли, директор театра «Ла Скала». Он попросил ее заменить Ренату Тебальди в «Аиде». «Если "Ла Скала" хочет, чтобы я пела там, то я готова, - был ответ Каллас. - Но только если мне предложат мою собственную роль, а не чужую!».Мария Каллас обладала невероятной силой характера и уверенностью в своем таланте, подкрепленной годами упорных занятий. Она знала, что она лучшая, поэтому должна начать с вершины, а не идти по стопам конкуренток, которые подолгу зарабатывали себе право на значимую роль в музыкальном искусстве. Певица была официально принята в труппу «Ла Скала» к открытию сезона 1951 года, который начался оперой «Сицилийская вечерня».

Сценический дар, изобретательность и необычайный актерский талант сделали Каллас ярчайшей величиной на мировом оперном небосклоне. И в профессиональной жизни певицы начался длинный, сложный, выматывающий марафон. В течение одного года она выступила с главными ролями на самых известных сценах оперных театров. «Пуритане» во Флоренции, «Норма» в Милане, вновь три выступления в опере «Пуритане» в Риме и во Флоренции, возвращение в Милан на сцену «Ла Скала» и оглушительный успех в четырех выступлениях «Похищение из Сераля». Затем певица отправилась в Мехико, где дала еще семнадцать представлений, семь из которых были абсолютно разными по жанру. Мария не щадила себя и свой голос, она была одержима желанием перепеть все главные партии на мировых сценах перед толпами восторженных поклонников. «Вы знаете, что такое примадонна? Это - первая дама в опере, и я горжусь этим», - говорила она в интервью.В 1952 году Марии Каллас предстоит выдержать второй этап покорения знаменитой миланской оперы. В этом сезоне Мария блистает в операх «Макбет», «Трубадур» и «Джоконда». Публика восторженно встретила Каллас: после окончания первого представления аплодисменты в честь певицы гремели не менее двадцати минут! «Публика аплодировала, с балконов доносилось "Браво!". В этот момент я не отдавала себе отчет в том, что это в мою честь. Это походило на океанскую волну, бьющуюся о стену волнореза. Мне понадобилось несколько минут, чтобы понять, что вся эта буря разразилась из-за меня», - вспоминала о выступлении Мария.

В это же время борьба между двумя конкурентками - Ренатой Тебальди и Марией Каллас - за право быть примадонной «Ла Скала» дошла до критической точки. Соперничество двух прим вышло далеко за стены театра, в городе начали появляться клубы приверженцев двух певиц. Оперный мир разделился на два лагеря, и начались интриги, подрывающие авторитет соперниц и превозносящие своего идола. Сторонники Каллас и Тебальди организовывали бурю аплодисментов своим богиням или срывали выступление непристойным поведением. Нередко участников этих клубов приходилось разнимать с помощью полиции. Но вскоре завистникам Каллас ничего не осталось, как смириться с ее гением; их отрицание ее таланта поглотил шквал оваций и всемирного признания.