Вклад Клавдии Шульженко в историю отечественной эстрады


В декабре 1939 года, после долгих колебаний, певица приняла участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады - первом масштабном состязании профессионального мастерства. Сомнения были не беспочвенны: неудачное выступление артистки (которой уже исполнилось тридцать три года) могло нанести серьезный удар по ее успешной карьере. Конкуренция предполагалась нешуточная, причем наибольшее количество участников (160 человек!) выступало как раз в вокальном отделении. Хорошо зная отношение официальной критики к лирической песне, Шульженко тем не менее предпочла для конкурса «свой» репертуар. Она представила три номера: жизнерадостную «Челиту» (которую к тому времени исполняли многие коллеги по эстрадному цеху), трогательную «Записку» и совсем новую песню «Девушка, прощай!» на стихи М. Исаковского. По итогам конкурса Клавдия Шульженко стала лауреатом четвертой премии, однако она была единственной, кому строгое жюри разрешило выступать «на бис», - иначе успокоить восторженную публику оказалось невозможно.

После конкурса лауреаты получили поддержку со стороны официальной прессы. «Существующее мнение, будто в этой области работают только бездарные рвачи и халтурщики, - неверное и предвзятое мнение. Многие исполнители классических арий и романсов могут только позавидовать благородной сдержанности Кэто Джапаридзе, непринужденной манере Козина и Клавдии Шульженко, с равным искусством владеющих и речитативом, и естественной выразительной мелодекламацией, и широкой, свободной кантиленой», -пишет А. Живцов в «Заметках о легком жанре», опубликованных в 1940 году.Социальная востребованность и важность эстрадного искусства отражены в публикациях военного времени. Материалы самого разного характера (будь то заметка из фронтовой газеты или серьезная статья в профессиональном издании) единодушны в одном: творчество певицы в этот период выходит на новый качественный уровень.«Каждый концерт Клавдии Шульженко превращается стихийно в митинг, в демонстрацию единства и тесной дружбы бойцов Красной Армии и Флота и работников советского искусства» (фронтовая газета «Победа», 26 мая 1942 года).

«Оригинальное дарование Шульженко, развивавшееся до сих пор стихийно, проходит сейчас школу той строгой простоты, что всегда должна быть свойственна подлинному искусству. Ее исполнительское мастерство стало глубже и содержательнее. Строгость музыкального вкуса и филигранная отделка репертуара выделяют Шульженко среди множества исполнительниц жанровых песен» (из рецензии В. Эрманса на программу «Города-герои» в газете «Литература и искусство», 1942 год).Даже сухой текст официальных наградных документов становится своего рода свидетельством творческого подвига певицы. «Командование и Политический отдел Седьмого истребительного авиационного корпуса с благодарностью отмечают большую работу, проведенную вашим коллективом по культурному обслуживанию летного и технического состава
частей и подразделений нашего соединения в дни Великой Отечественной войны советского народа с немецкими захватчиками...», - значится в тексте почетной грамоты.

В пятидесятые годы в отношении к лирическому жанру в эстраде наметился перелом: интонации газетных публикаций стали иными. В качестве примера приведем мнение композитора М.И. Блантера, отраженное в статье 1952 года. «По моему глубокому убеждению, лирика - один из важнейших жанров песенного искусства. Через лирику можно раскрыть большую тему общественно-политического значения, в лирической песне можно воспеть высокие гражданские идеи, затронув самые тонкие струны души советского человека».Осторожное замечание композитора нашло логическое продолжение в заметке Л. Утесова, опубликованной в следующем году. Популярный эстрадный артист не скрывает своего раздражения по отношению к официальной критике. «Надоели поучения - какая музыка нужна советскому человеку. Нужна всякая -хорошая...и нечего скучным людям превращать человеческие радости в "мероприятия", навязывать народу вкусовщину чиновников, никогда не поющих, не танцующих, носящих маску глубокомыслия»...

Значение вклада Клавдии Шульженко в историю отечественной эстрады трудно переоценить. «Судьба песни часто зависит от того, в чьи уста она вложена» - это мнение И.О. Дунаевского лишний раз подчеркивает важность индивидуальности артиста. Кропотливая работа по совершенствованию профессионального мастерства и репертуара, тысячи концертов для самой разной аудитории - из всего этого складывалась творческая биография исполнительницы. Для Шульженко быть певицей означало иметь собственный стиль, манеру, авторский взгляд на каждый номер. Ее главные достижения - это любовь публики и признание коллег. В качестве подтверждения можно привести слова оперной певицы М. П. Максаковой: «Нужны уши профессионала, нужен его многолетний опыт, чтобы угадать за непринужденностью, с которой Шульженко поет свои песни, вложенный в каждую из них многодневный труд. Ее пение - особый вид музыкальной речи, в котором одинаково знаменательны и мелодический рисунок и поэтический текст. Ни одна подробность, ни один оттенок смысла и настроения не ускользает от слушателя».