Величайшая оперная дива XX века Мария Каллас


В августе 1923 года к берегам Нью-Йорка причалил корабль, на борту которого среди огромной толпы искателей счастья находилась семья аптекаря Георгиоса Калогеропулоса.Георгиос помогал спускаться по трапу беременной жене Евангелии, придерживая за руку маленькую дочь Синтию. Семья эмигрантов покинула родную Грецию, продав всё имущество, и прибыла в США в поисках лучшей жизни. К тому же, недавно семья Калогеропулоспережила страшное горе - от болезни умер маленький сын. Родители мечтали, что на свет появится мальчик, который сможет заглушить боль утраты.

2 декабря 1923 года Евангелия родила ребенка, но вопреки ожиданиям на свет появилась девочка. Крупный ребенок с темными волосами и не по-детски крупными глазами напугал молодую маму. Разочарованная Евангелия даже слышать не хотела о дочери и четыре дня не подходила к кроватке новорожденной. На пятый день она всё же пришла в себя и начала заниматься малышкой. Сперва она решила дать девочке имя и после долгих споров с мужем остановилась на Сесилии Софии Анне Марии. Из всей этой череды имен сохранилось самое звучное и простое - Мария. Старшая сестра Синтия также получила новое, более удобное для произношения американцев имя -Джекки. Вскоре семья Калогеропулос решила облегчить и свою фамилию, на американский манер упростив ее до Каллас.

Тем временем финансовые дела у главы семейства Георгиоса пошли как нельзя лучше. Он открыл аптеку, которая приносила стабильный доход, и семья смогла переехать в более просторную квартиру. Евангелия занималась домашним хозяйством и обучением девочек. К Марии ома была по-прежнему холодна. Всю материнскую любовь и ласку получала красавица Джекки, а Мария росла закомплексованным недолюбленным ребенком. Усугубляли ее низкую самооценку близорукость и лишний вес.Георгиос на американской земле оставался верен своим привычкам: как и в Греции, он продолжал совершенно спокойно изменять жене. Относительно стабильно семья прожила до 1927 года, пока мировой финансовый кризис в одночасье не перевернул лодку благоденствия миллионов людей.

Упадок в делах, вызванный Великой депрессией, заставил семью Каллас значительно ограничить себя в средствах. Семья с двумя маленькими детьми за восемь лет десять раз поменяла место жительства.Евангелия стала с неистовством заниматься музыкальным воспитанием дочерей. Таким образом она хотела восполнить собственные неудачи - ведь ей самой уже по статусу не полагалось заниматься карьерой на этом поприще. Вначале кое-какие надежды подавала любимица Джекки, но не ей было суждено прославить фамилию Каллас на весь мир.

Дарование Марии открылось в совсем раннем возрасте. Всем детским игрушкам полная и неуклюжая девчушка предпочитала классическую музыку. Впоследствии Евангелия вспоминала такой случай: «В четырехлетием возрасте Мария обожала слушать пианолу. В тот день я была занята на кухне выпечкой хлеба, вдруг я услышала звуки пианолы и бросилась в гостиную, не успев даже отереть руки от муки, настолько мне хотелось поскорее увидеть, кто же там играет. Это была Мария. С открытым ртом она слушала музыку, которую играла».Между тем, роковой случай, произошедший в 1928 году, чуть было не лишил музыкальный мир одного из самых ценных его сокровищ. Летним днем вся семья Каллас гуляла на свежем воздухе. Мария, увидев на другой стороне улицы сестру, поспешила к Джекки через дорогу, как вдруг внезапно из-за угла выскочил автомобиль. Машина сбила девочку и протащила за собой целый квартал...

Обезумевшие от ужаса родители вытащили из-под колес полуживую дочь. Двенадцать дней Мария была в коме, и никто уже не верил в то, что она выживет. Очередное горе в семье Каллас, смерть вновь забирает детей. Но упорное желание маленького организма жить преодолело несчастье: Мария вышла из комы и спустя двадцать дней родители забрали девочку домой. Способность к сверхдостижениям Мария Каллас еще не раз продемонстрирует в будущем.Выждав немного времени после выздоровления дочери, Евангелия вновь принялась за ее обучение. Несмотря на сократившийся семейный бюджет, мать нанимает Марии преподавательницу итальянского происхождения, которая дает девочкам уроки музыки. «Я вынуждена была репетировать снова и снова до полного изнеможения, - вспоминала об этих уроках Каллас. - Я должна была учиться, мне запрещалось без какого-то практического смысла проводить время... Практически меня лишили каких бы то ни было светлых воспоминаний об отрочестве».

Несчастливое детство, отсутствие друзей и общения со сверстниками, а также постоянные изнуряющие уроки Мария пыталась хоть как-то скрасить единственной доступной ей радостью - сладостями. Джекки получала всю родительскую любовь, прохожие останавливались, чтобы похвалить ее и сделать комплимент родителям, в то время как Мария была на ее фоне гадким утенком. На одном из фото, которое сохранилось в семейном архиве Каллас, запечатлены две девочки. Одиннадцатилетняя темноволосая Мария в очках с толстыми линзами, в платье, которое ей явно не по размеру и вот-вот треснет по швам, а рядом грациозная, стройная семнадцатилетняя Джекки. В подростковом возрасте Мария весила около 90 кг. Такой контраст был слишком очевиден и для самой Марии, которая постоянно ощущала собственную непривлекательность.

Когда Каллас исполнилось тринадцать, ее родители в очередной раз сильно поссорились. Евангелия устала от постоянной нехватки денег и бесконечных измен мужа, а потому приняла решение вернуться на родину, в Грецию. Мария же очень любила отца и была к нему привязана, а в ее отношениях с матерью уже тогда чувствовался разлад. Разрыв с единственным близким человеком девушка восприняла очень болезненно.Во время путешествия Мария развлекала пассажиров океанского лайнера пением. Это был ее первый аншлаг в кают-компании, где она спела для пассажиров «Ла Палома», а затем на удивление всем «Аве Марию». Крупная девочка в синем платьице с длинными распущенными волосами гордо прошла к фортепиано и под собственный аккомпанемент исполнила знаменитую арию из «Кармен». Весьма нестандартный выбор юной артистки публика встретила с большим восторгом! В знак признательности капитан судна подарил Марии куклу.Девочка отнесла ее в каюту и спрятала в чемодан. Это была первая игрушка в ее жизни.

В Греции мать продолжает заниматься обучением дочери. Благодаря родственным связям Евангелии удается привести застенчивую девушку на прослушивание к известной оперной певице Марии Тривелле. Скованная паническим страхом Мария демонстрирует прославленной певице свои вокальные возможности. Тривелле была восхищена талантом юного дарования, заметив, что никогда еще не слышала столь многообещающего голоса. Марию Каллас зачислили на ее курс, и знаменитость пожелала лично давать девочке уроки пения.Встреча с Марией Тривелле стала знаковой в жизни будущей оперной примадонны. Ведь родственники Евангелии были настроены к певческой карьере Марии весьма скептически и настоятельно советовали оставить музыку в жизни девушки лишь в качестве хобби. Марии, полагали многочисленные тетушки и дядюшки, необходимо получить более перспективное образование, ведь рассчитывать на выгодный брак, как Джекки, ей не приходится...А Мария посвящала всё свое время учебе в Национальной консерватории Афин. Она рано вставала и отправлялась на частный урок к Тривелле, а затем на учебу; возвращалась домой и снова музицировала, повторяя и повторяя упражнения. Девушка была поистине одержима самосовершенствованием.

Второй знаковой фигурой в жизни Марии Каллас стала испанская певица Эльвира де Идальго, уже покинувшая сцену и занимавшаяся обучением новых талантов. «Я услышала каскад не совсем точно контролируемых звуков, но затем я закрыла глаза и представила себе, какое удовольствие я испытаю, когда я буду работать с таким металлом, придавать ему совершенную форму, открывать его обладательнице уникальные драматические ресурсы», - вспоминала о первой встрече с Марией артистка. Два года Каллас брала у Эльвиры де Идальго уроки и из стеснительной девчушки превратилась в уверенную в себе девушку. Преподавательница также занялась внешним видом своей подопечной, научив ее со вкусом одеваться и красиво двигаться по сцене. Она заронила в Марию зернышко артистизма, который впоследствии сделает ее наиболее волнующей оперной певицей всех времен. Жесты, позы, движения одновременно с ее необыкновенным вокальным мастерством выделяли Марию из круга других исполнительниц.В 1941 году счастливый случай позволил публике впервые познакомиться с талантом Марии Каллас. Внезапно заболела солистка Афинского оперного театра, и Эльвира де Идальго предложила директору театра прослушать молодую певицу. Это был первый шаг Марии на пути к мировой славе и заслуженному титулу великой оперной дивы.