Сотрудничество Шульженко с ленинградским мюзик-холлом


Клавдия Шульженко никогда не боялась экспериментировать: певица с большим энтузиазмом участвовала в новых проектах. В пору ее сотрудничества с ленинградским мюзик-холлом самыми интересными из них стали музыкальные спектакли. Идея, что называется, витала в воздухе: дебют Клавдии Шульженко в этом жанре мог состояться еще в Харькове. В планах Синельникова была работа над полноценной музыкальной постановкой на музыку И. Дунаевского: Клавдии в ней отводилась значительная роль. Однако отъезд композитора в Москву помешал этой идее осуществиться.Дело осложнялось тем, что масштабные спектакли на эстрадной сцене в двадцатые годы прошлого столетия вообще были в новинку, да и материала на «советскую тему», на которой так настаивала официальная критика, у артистов не было. Первым опытом в этом жанре стал «Музыкальный магазин» - детище Л. Утесова и И. Дунаевского; мелодии из него позже использовались в фильме «Веселые ребята».


Учитывая реалии эпохи, задача перед работниками ленинградского театра стояла не из простых; легкомысленности и идейной бессодержательности буржуазного мюзик-холла противопоставить советский вариант. Работа в этом направлении была проведена серьезная: в 1931 году на сцене появился музыкальный спектакль «Условно убитый». Злободневный сюжет представлял сатиру на далекую от общественной жизни молодежь. Влюбленные герои, застигнутые учебной воздушной тревогой (привычной для довоенного времени тренировкой по гражданской обороне, проводимой организацией «Осоавиахим»), попадали в разные комические ситуации.

Благодаря творческому потенциалу участников спектакль оказался по-своему уникален: роль непутевого телеграфиста Стопки Курочкина исполнял Леонид Утесов (музыканты «Теа-джаза» тоже были заняты в постановке), его легкомысленную подружку Машеньку Фунти-кову играла Клавдия Шульженко. Дирижером мюзик-холла был Исаак Дунаевский, а музыку ко всем номерам написал Дмитрий Шостакович. Талант этого молодого композитора позволял ему работать в самых разнообразных жанрах: эстрадная музыка не была исключением. Сам Шостакович неоднократно говорил, что деление жанров на «легкие» и «классические» кажется ему сомнительным. Для спектакля «Условно убитый» было создано тридцать девять самостоятельных номеров (несколько танцев, хоры, мелодекламационный монолог, воздушный аттракцион). Два вокальных номера исполняла Шульженко. Песни, которые написал Шостакович, давали публике яркую социальную характеристику героя: в случае с Машенькой Фунтиковой они демонстрировали ее мещанскую ограниченность. Образ создавался не только посредством текста, который содержал нехитрые девичьи мечты «насчет любви», но и благодаря музыке: в ней ощущалось влияние и «жестоких романсов», и незатейливых жанровых песенок, составлявших городской фольклор.

Всё это подчеркивало характер героини и воодушевляло саму артистку: во-первых, ей было что играть, а во-вторых, типаж и-характер оказались ей близки - вдохновение Шульженко черпала из воспоминаний о своей провинциальной юности.
Другой эксперимент - сотрудничество Шульженко с джазовым оркестром Якова Ско-моровского - начался в 1937 году. Имевшая за плечами сценический опыт певица с опаской осваивала новое амплуа: джазовые ритмы, столь популярные в тот период, казались ей неподходящим фоном для лирических песен. Кроме того, в джазе главное - музыканты (успешно совмещавшие в то время исполнение вокальных и инструментальных номеров). Однако новые аранжировки не только добавили красок номерам Клавдии Ивановны - они сделали певицу еще более популярной, расширив ее концертную аудиторию за счет многочисленных посетителей танцплощадок.