Роли Вивьен Ли в кино и театре


Джульетта, Офелия, Клеопатра, Скарлетг О Хара, Бланш Дюбуа, леди Гамильтон, Виола - все эти роли Вивьен Ли сыграла в кино и театре. Она никогда не выставляла напоказ свой звездный статус, хотя, несомненно, им обладала. С ней бывало непросто, но она была искренней натурой и профессионалом, стремившимся к вершинам своего искусства.



«Дела идут на лад» - символичное название фильма для начала карьеры. Вивьен ни минуты не сомневалась, что станет великой актрисой вопреки всему, даже мнению своего первого мужа. Съемки фильма были запланированы на то время, когда семейство Ли собиралось отправиться с друзьями в путешествие. Вивьен отказалась ехать с супругом, предпочитая работу в картине, где у нее была роль школьницы с одной-единственной репликой. Дубли с ее участием снимали несколько раз. В тот момент Ли поняла, что значит сниматься в настоящем кино - нужно не только произносить выученные слова с чувством, но и показывать это чувство! Вивьен была в неописуемом восторге, ведь она знала, что это начало большого пути.

Первое выступление на сцене состоялось в феврале 1935 года в лондонском театре «Кью» в спектакле «Зеленый наличник». К несчастью для Вивьен, постановка успеха не имела - из-за банальности сюжета - и уже через две недели прекратила свое существование. Такая же судьба была уготована и шедшему в «Олд Вик» спектаклю «Счастливый лицемер», который так нравился Вивьен, и шедшему в 1937 году в «Вест Энд» спектаклю «Ибо мы должны», и постановке «Крикет в Белфри» на сцене театра «Амбассадор».В июне 1936 года Ли позвонили от режиссера Александра Корда и предложили сниматься в фильме «Пламя над Англией». Герои фильма, где роли исполняли довольно известные актеры - Лоуренс Оливье, Лесли Бэнкс, Лин Хардинг и другие, - были совершенно невзрачными. Но именно на этих съемках Вивьен Ли познакомилась с Лоуренсом Оливье, который заметил: «Скорее всего, мы кончим тем, что подеремся. Все так надоедают друг другу во время съемок». Всё вышло с точностью до наоборот. Вивьен осознала одну простую вещь: ей уже никогда не быть счастливой с Гербертом. Ей нужен Лоуренс. И она его добьется. Любыми силами.

В легендарной картине «Унесенные ветром» Вивьен выложилась на сто процентов и буквально влюбила в себя зрителей. Она была твердо уверена, что никто другой не сможет сыграть Скарлетт так, как сыграет она.Роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» - единственное произведение писательницы. Выйдя в свет в 1936 году, он получил Пулитцеровскую премию уже на следующий год. Маргарет была противницей экранизации книги и потому отказалась принимать участие в разработке сценария. Вот как сама писательница отзывалась о характере Скарлетт: «Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего, и я старалась выдержать ее характер. Я нахожу нелепым и смешным, что мисс О'Хара стала чем-то вроде национальной героини; я думаю, что это очень скверно - для морального и умственного состояния нации, - если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом».

Однако весь мир зачитывался романом и гадал, кому же достанутся главные роли, когда дело-таки дошло до экранизации. Выбор главной героини стал едва ли не национальной задачей. Пока шли постоянные кастинги и прослушивания, на студии уже начали снимать натуру. Первым кадром стала сцена побега Ретта и Скарлетт, роль которой исполняла дублерша, из Атланты, объятой пламенем. Интересно, что пожар был устроен из декораций, которые использовались в других фильмах. Спустя шесть дней Вивьен Ли подписала контракт на сумму в двадцать пять тысяч долларов - не так уж много, если сравнивать с гонораром Кларка Гейбла, получившего почти в пять раз больше. Но не жажда денег, а истинное желание показать всем, на что она способна, двигало молодой актрисой.Несмотря на жесткую конкуренцию, Вивьен удалось получить заветную роль, обойдя множество именитых американок. Она страстно желала сыграть именно Скарлетт. На съемках фильма «Янки в Оксфорде» Вивьен познакомилась с Робертом Тейлором, который позже посоветовал Дэвиду Селзнику, продюсеру «Унесенных ветром», взять на роль именно Ли. В отборе на роль Скарлетт приняло участие около полутора тысяч претенденток, почти сто из которых даже прошли пробы.

Зато в роли Ретта Батлера практически всё население Соединенных Штатов видело исключительно Кларка Гейбла. Актера в свою очередь приводило в недоумение такое единодушие, и поначалу он не хотел сниматься из-за панического страха провалить роль.Когда состав был утвержден, актерам пришлось столкнуться со многими трудностями. Встреча Ли и Гейбла прошла не совсем гладко. Им назначили разное время, в итоге Кларк пришел на два часа раньше Вивьен. Он не знал, что ассистенты режиссера перепутали время, и ужасно злился на свою будущую партнершу по фильму. При встрече он заявил Вивьен, что пребывает в ужасе от того, что ему придется работать со столь непунктуальной дамой. В ответ Ли не задумываясь сказала, что сама бы послала эту Вивьен куда подальше. Спустя какое-то время актеры уже мило беседовали, забыв об инциденте.Второй заминкой стало произношение героев. Вивьен Ли пришлось освоить южноамериканский акцент - это не стоило ей больших трудов, в то время как другим актерам приходилось часами зубрить тексты с нужными интонациями.

Работу над фильмом сопровождали и другие проблемы, гораздо более существенные. Джорджа Кьюкора, режиссера, который так славно ладил с Вивьен и помогал раскрыть характер ее героини, пришлось заменить на Виктора Флемминга из-за ссоры Кьюкора с Кларком Гейблом. Последний чувствовал, что не столь силен в актерском мастерстве, как мисс Ли, и ему были не по душе замечания режиссера. Замена привела к многочисленным ссорам. Съемки фильма затягивались, сценарий переписывался прямо на площадке. Скарлетт превращалась в бесчувственную эгоистку, и Вивьен, не в силах с этим смириться, попросила режиссера соблюдать первоначальный сценарий, на что получила от Флемминга емкий ответ: «Мисс Ли, можете взять этот сценарий и подтереть им вашу королевскую британскую задницу!».

Между исполнителями главных ролей тоже возникали недоразумения. Ли, работавшая от зари до зари, негодовала на то, что Гейбл уходил с площадки ровно в 18.00. Наслушавшись ее упреков, любимый миллионами женщин во всем мире актер специально наедался лука перед любовными сценами, чем еще больше злил Вивьен.Настоящей проблемой для актрисы стали примерки платьев, которых было сшито около тридцати. Селзнику не нравилось то, что в этих платьях грудь актрисы выглядела плоской. Он по многу раз заставлял портних то пришить оборки, то подложить ваты. Для Вивьен, думающей только о том, как лучше передать зрителю эмоции своей героини, это было унизительно.