«Рождение» Анны Ахматовой


Несмотря на то, что Анна Андреевна начала писать стихи задолго до всеобщего признания, ее поэтический дебют состоялся на «башне» Вячеслава Иванова в 1910 году. «Какой густой романтизм!» - заключил мэтр, прослушав ее стихи. А уже в 1911 году она начала публиковаться под псевдонимом, с которым и вошла в русскую литературу, - Ахматова (фамилия прабабушки по материнской линии). Поэзия Анны Ахматовой, по меткому выражению Л. К. Чуковской, - это «история одной души и записная книжка России».


Познакомил с поэзией и ввел в литературные круги Анну Ахматову сначала ее друг, а затем и законный муж Николай Степанович Гумилев.В новом окружении молодую жену Гумилева ласково прозвали «Гумильвицей».Однако стихи, по признанию самой Ахматовой, она начала писать «с одиннадцати лет совершенно независимо от Николая Степановича».«Пока они были плохи, он, со свойственной ему неподкупностью и прямотой, говорил мне это. Затем случилось следующее: я прочла (в брюл-ловском зале Русского музея) корректуру "Кипарисового ларца" (когда приезжала в Петербург в начале 1910 г.) и что-то поняла в поэзии».О том, что супруга пишет стихи, Гумилев узнал, вернувшись из своей африканской экспедиции в 1910 году. В этот период - двухмесячную разлуку с мужем, когда он неожиданно уехал в Африку, - стихи, по признанию Анны Андреевны, полились рекой. Прослушав их, Гумилев, со свойственной ему серьезностью, сказал: «Ты поэт. Надо делать книгу». Именно так появился первый сборник Ахматовой «Вечер» (1912).

Стоит, однако, отметить, что сам Гумилев не признавал женской поэзии (это подтверждают и строки Ахматовой: «Он говорил о лете и о том,/Что быть поэтом женщине - нелепость...»). Кроме того, Николай Гумилев не желал, чтобы в их семье было два поэта. Но художественный вкус подсказывал ему, что в стихах жены есть нечто феноменальное. Очень скоро это подтвердили и критики, и читатели, высоко оценившие новое дарование. Известный литератор Георгий Чулков писал о первых опубликованных стихах Анны Андреевны: «Изысканность поэтического дара Ахматовой в утонченности переживаний. Почти в каждом стихотворении..., как в бокале благоуханного вина, заключен тайно смертельный яд иронии».В 1911 году Николай Гумилев вместе с Сергеем Городецким организовали «Цех поэтов». Задуман он был в противовес «Академии Стиха» во главе с Вячеславом Ивановым. Первое собрание «Цеха» прошло у Городецкого, и присутствовали на нем лишь приглашенные. Кроме основателей, в «Цех» вошли Анна Ахматова, являвшаяся не только его участником, но и секретарем, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Владимир Нарбут, Михаил Лозинский, Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева и другие.

Вначале участники «Цеха» не относили себя ни к одному из литературных течений, но уже в 1912 году объявили себя акмеистами (термин «акмеизм» произошел от греческого слова «акте» - «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора»). О зародившемся новом течении Анна Ахматова писала: «акмеизм возник в конце 1911 г., в десятом году Гумилев был еще правоверным символистом. Разрыв с "башней" начался, по-видимому, с печатного отзыва Гумилева о "Coradens" на страницах "Аполлона"... В. Иванов ему чего-то в этой рецензии никогда не простил. Когда Николай Степанович читал в Академии стиха своего "Блудного сына", Вячеслав обрушился на него с почти непристойной бранью. Я помню, как мы возвращались в Царское совершенно раздавленные произошедшим и потом Николай Степанович всегда смотрел на Вячеслава Ивановича как на открытого врага. С Брюсовым было сложнее. Николай Степанович надеялся, что тот поддержит акмеизм, [что] как видно из его письма к Брюсову. Но как мог человек, который считал себя [одним из создателей] столпом русского символизма и одним из его создателей, отречься от него во имя чего бы то ни было. Последовал брюсовский разгром акмеизма в "Русской мысли", где Гумилев и Городецкий даже названы господами, т.е. людьми, не имеющими никакого отношения к литературе».

Обиды, нанесенной Гумилеву Ивановым, Ахматова не простила никогда. «Вячеслав был не Великолепный и не Таврический (это он сам про себя придумал)», - писала про него Анна Ахматова.Плоды творчестваВ 1914 году вышел второй сборник стихотворений Анны Ахматовой «Четки». Он стал, пожалуй, самым популярным и переиздавался бессчетное количество раз.А в грозном 1917-м появилась «Белая стая» По воспоминаниям Анны Андреевны: «Транспорт замирал - книгу было нельзя послать даже в Москву, она вся разошлась в Петрограде. Бумага грубая - почти картон.