Революционные события Лили и Осипа Бриков


Двадцатый век в истории России был ознаменован крупнейшими историческими событиями, которые перевернули жизнь не только самого государства, но и расстановку сил на мировой арене. Первая мировая война, революции, прогремевшие одна за другой, свержение царского режима, Гражданская война, НЭП, коллективизация, а затем сталинские репрессии и Великая Отечественная война, которая затронула каждую семью в стране... Эти события не прошли мимо для Лили и Осипа Бриков и их окружения. Супруги Брик и литературное общество, которое они создали вокруг себя, были весьма активными участниками всех фундаментальных переворотов в стране.


Первая русская революция 1905 года и события, последовавшие за ней, 14-летняя Лиля Брик приняла с восторженным пылом юной девушки. Кружки вольнодумцев, знакомство с будущим мужем - убежденным марксистом, ожидание серьезных перемен захватили ее.Однако Лиля была слишком молода, чтобы хоть как-то явно реагировать на революционную волну и принимать в ней активное участие. Впрочем, Лиля Брик никогда и не стремилась к этому. Напротив, она всегда была равнодушна к политике, ее голос всегда затихал, когда начинался политический спор. Другое дело - литературные дискуссии. Здесь Лиля была полновластной хозяйкой и могла часами вести беседы на различные темы,показывая свою осведомленность в любом вопросе.

28 июня 1914 года в Сараево раздался выстрел, который обозначил начало одного из самых крупномасштабных военных конфликтов в истории мира. Девятнадцатилетний боснийский серб и член националистической террористической организации Гаврило Принцип убивает наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жену Софию Хотек. Громкое убийство наследника австрийские и германские правящие круги решили использовать как предлог для начала войны. 5 июля Германия обещает поддержку Австро-Венгрии в случае конфликта с Сербией.Европейские страны начинают мобилизацию. 31 июля 1914 года в Российской империи объявлен всеобщий призыв в армию.Европа стоит на пороге длинной, разрушительной и смертоносной войны...

Известие о всеобщей мобилизации застало чету Бриков на отдыхе, который они проводили на Волге. Влюбленные решили продлить поездку, чтобы Осипа, который по возрасту подлежал призыву, не забрали на фронт. Фактически, молодой муж стал дезертиром, поэтому по возвращении в Москву он два года вынужден был вести подпольную жизнь.В 1915 году Осип Брик по протекции устроился в Петроградскую автомобильную роту,его новая должность приравнивалась к военной службе, и он наконец-то смог вздохнуть полной грудью. Лиля переезжает в Петроград к мужу, где они снимают крохотную и неуютную двухкомнатную квартиру на Жуковской улице. Лиля всеми силами пыталась украсить скудный интерьер их нового дома. На стенах висели купленные в медовый месяц в Узбекистане разноцветные фигурки, блюда и ковры, а также картина Бориса Григорьева «Лиля в Разливе», на которой изображена Лиля, лежащая в траве на фоне ярко-красного заката. После революции полотно бесследно исчезло.

Сюда же, в го-степриимную петроград-скую квартиру, младшая сестра Лили Эльза приведет своего нового возлюбленного Владимира Маяковского. Роман Эльзы и Маяковского длился уже несколько лет, хотя молодые люди и сталкивались с постоянными трудностями: семья Каганов была настроена против отношений дочери с малоизвестным долговязым поэтом, но, вопреки запретам родителей, Эльза сбегала из дома и тайно встречалась с Маяковским.Поэт в тот вечер был на взводе, читал «Облако в штанах». «Мы подняли головы и до конца не спускали глаз с невиданного чуда. Маяковский ни разу не переменил позы, он жаловался, негодовал, издевался, требовал, впадал в истерику... Последнее время ничего не хотелось читать. Вся поэзия казалась никчемной - писали не те, и не так, и не про то, а тут вдруг и тот, и так, и про то», - вспоминала о знакомстве с Маяковским Лиля Брик. В этот же вечер Маяковский, еще несколько часов назад даже не знавший о существовании Лили, подписал над заголовком поэмы посвящение: «Лиле Юрьевне Брик». Хотя Эльза сидела рядом и не сводила с него влюбленных глаз.

Где-то вдалеке громыхали снаряды, маршировали войска Тройственного союза и Антанты, а в Петрограде, дома у Бриков, шла размеренная светская жизнь. Их квартирка, оплот литературной жизни северной столицы, не смогла вместить всех друзей. И Брики переехали в новую, просторную шестикомнатную квартиру в этом же доме, но несколькими этажами ниже. Именно сюда в первую очередь, а не к издателю, стремились поэты: приносили свои стихи, читали и ждали критики. В квартире Бриков можно было встретить весь прогрессивный писательский состав начала XX века: Бориса Пастернака, Велимира Хлебникова, Давида Бурлюка. Здесь же каждый вечер стал бывать и Маяковский - уже без Эльзы. Он читал новые стихи и поэмы, с посвящением Лиле, разумеется.

Октябрьскую революцию 1917 года Лиля и Осип встречали не на улицах Петрограда, где шли ожесточенные бои, а в тихом семейном кругу с друзьями-литераторами. Играли в карты, пили чай из самовара, вели беседы. Максим Горький, который тоже дружил с четой Бриков и любил проводить вечера в их компании, проигрывался в пух и прах. Знаменитый выстрел крейсера «Аврора», который в советской истории был наделен особым символизмом, в гостиной на Жуковской улице прозвучал почти беззвучно.Маяковский в этот вечер находился на заседании «штаба революции» в Смольном институте. Позже поэт откликнется на свершение переворота следующими строками: «Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее "Прежде". Сегодня пересматривается миров основа. Сегодня до последней пуговицы в одежде жизнь переделаем снова».Лиля Брик во всем разделяла взгляды Маяковского. Он воспевал в своем творчестве революцию, а она любила его стихи, значит, и к большевистскому перевороту также была благосклонна. Но в переписке или мемуарах не осталось пламенных речей и громких призывов, какими пестрели дневники ее современников.

Лето 1918 года трое единомышленников Лиля, Осип и Владимир Маяковский провели в дачном поселке Левашово. Здесь Маяковский вдали от сотрясающих Петроград событий работает над первой советской пьесой «Мистерия-буфф». Когда пьеса будет окончена, поэт прочитает ее в квартире Бриков самым авторитетным деятелям культуры молодого советского государства. Среди гостей того вечера были первый нарком образования Анатолий Васильевич Луначарский и театральный режиссер Всеволод Мейерхольд, которому после триумфального чтения было поручено поставить ее на сцене аккурат к первой годовщине Октябрьской революции.До премьеры спектакля был всего месяц, главную роль играл сам Маяковский, но у режиссера был не утвержден актерский состав. К тому же сами актеры оставляли желать лучшего. Оставшись без работы из-за закрытия большинства театров, они готовы были браться за любую роль, не вникая в смысл реплик, лишь бы платили. Казалось, постановку ждет сокрушительное фиаско. Сколько великих трудов было загублено неправильной интерпретацией!.. Но Лиля Брик была неутомима, она пришла на помощь и взяла на себя всю работу с труппой. Она приходила на все репетиции, проговаривала каждую фразу, объясняя ее значение, расставляла акценты, советовала, какие жесты и позы лучше выбрать для каждой сцены.

7 ноября 1918 года в Театре музыкальной драмы состоялась премьера. Лиля и Осип сидели в зале и напряженно наблюдали за происходящим на сцене, отмечая реакцию зрителей. Успех был ошеломительный! Зал принял пьесу, рукоплескал ее автору и восхвалял всех, кто принял в ней участие.Увы, это было не то время, когда громкий успех сулил серьезные выгоды и материальные блага. Жизнь становилось всё сложнее, отсутствие денег и голод стали повседневной суровой реальностью. Правительство стремительно переехало из Петрограда в Москву. Северная столица, которая приняла на себя главный удар новой революции, вмиг опустела. В 1919 году Владимир Маяковский и чета Бриков решают переехать в Москву, в самую гущу событий.

Златоглавая встретила неразлучную троицу крайне неприветливо. Страна, которая только пыталась встать с колен после разрушительной Первой мировой войны, революционного хаоса, переживающая братоубийственную Гражданскую войну, не была готова к гостеприимным объятиям. После просторной обжитой петроградской квартиры Брикам по очень высокой протекции была выделена комната в коммуналке в Полуэктовом переулке. Условия жизни были ужасающие: тесная комната для троих, отсутствие воды, не работающая канализация, в помещении мороз, пробирающий насквозь, и отсутствие продуктов как первый признак продолжительного голода.В годы Гражданской войны и интервенции (1918-1920) советские поэты и художники, работавшие в Российском телеграфном агентстве, объединились для создания агитационных сатирических плакатов. Они были посвящены самым злободневным событиям тех дней. В 1919 году Лиля Брик и Маяковский начинают работать в «Окнах РОСТА». «Техника такая: Маяковский делал рисунок углем, я раскрашивала его, а он заканчивал - наводил глянец», - вспоминала Лиля. Осип Брик в это время занимался изданием стихов и поэм Маяковского.