Признание Ахматовой за рубежом


Журналы закрывались, газеты тоже. Поэтому в отличие от "Четок" у "Белой стаи" не былс шумной прессы. Голод и разруха росли с каждым днем. Как ни странно, ныне все эти обстоятельства не учитываются, и принято считать, что "Белая стая" имела меньше успеха, чем "Четки".Через год Михайлов ("Прометей") купил у меня право на II издание. Это было в 1918 году в уже совсем голодном и полупустом Петербурге...».В 1921-1922 годах появились сборники «Подорожник» и «Anno Domini». Их удалось напечатать, так как в это время - начало НЭПа -образовалось получастное кооперативное книгоиздательство.


В середине двадцатых годов в творчестве Анны Андреевны Ахматовой возник вынужденный перерыв. Случилось это после ахма-товских вечеров в Москве в 1924 году, после прочтения ею «Новогодней баллады». «Между 1925-1939 годами, - писала Ахматова, - меня перестали печатать совершенно... Тогда я впервые присутствовала при своей гражданской смерти. Мне было 35 лет». Ахматову перестали издавать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Вышло постановление ЦК (хотя нигде оно не было опубликовано) о прекращении ее творческой деятельности.Так продолжалось до 1939 года - тогда Сталин спросил об Ахматовой на приеме по поводу награждения орденами писателей. Этого было достаточно, чтобы ее стихи стали снова публиковать. И в мае 1940 года вышел сборник «Из шести книг». Однако совсем скоро Ахматова вновь стала опальной - в октябре того же года постановили «книгу стихов Ахматовой изъять» как «идеологически вредных» и «религиозномистических».

За 1935-1940 годы Ахматова создает свой знаменитый «Реквием». О его публикации и речи быть не могло: стихи хранились в памяти Анны Андреевны и тех немногих людей, кому она читала его наизусть. В это же время Ахматова начала работу над «Поэмой без героя».В Ташкенте, где Ахматова жила в годы эвакуации (1941-1944), она написала свое хрестоматийное стихотворение «Мужество», которое опубликовали в газете «Правда» 8 марта 1942 года (правда, строка, обращенная к погибшим в лагерях, была пропущена).До знаменитого постановления 1946 года, когда Ахматову исключили из Союза писателей и запретили публиковать, напечатан еще один сборник «Стихотворения Анны Ахматовой. 1905-1945», но его тираж был практически уничтожен, сохранились лишь единичные экземпляры.

В 1960 году в нью-йоркском журнале «Воздушные пути», №1, была напечатана ахматовская «Поэма без героя», а в 1963 году в Мюнхене вышел «Реквием», с примечанием, что печатается без ведома автора. Эти две эпохальные работы Ахматовой на родине появились лишь в 1974 году - «Поэма без героя» (в книге Ахматовой «Избранное») и в 1987 году - «Реквием» (журналы «Октябрь», №3 и «Нева», №6). Анна Ахматова в последние годы жизни с горечью говорила: «Меня не знают», - относя эту фразу к запрету публикаций «Реквиема» и «Поэмы» на родине.Вспоминая пору своей славы после выхода «Вечера» и «Четок» - времени, когда она и представить себе не могла, что будет с ее творческой жизнью в дальнейшем, она писала в «Реквиеме»:

Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случилось с жизнью твоей.

Как трехсотая, с передачею,

Под Крестами будешь стоять И своею слезою горячею Новогодний лед прожигать.

И если имя Ахматовой на родине долгое время находилось под запретом, то за рубежом ее не только публиковали, но и присуждали ей различные награды. Так, в 1964 году на Сицилии Ахматовой вручили международную премию «Этна-Таормина» как лучшей поэтессе XX века. А в 1965 году ее чествовали в Англии -Анна Андреевна получила почетную степень доктора литературы в Оксфордском университете. В очерке «Кратко о себе» она скромно написала: «Прошлой зимой, накануне дантовско-го года, я снова услышала звуки итальянской речи - побывала в Риме и на Сицилии. Весной 1965 года я поехала на родину Шекспира, увидела британское небо и Атлантику, повидалась со старыми друзьями и познакомилась с новыми, еще раз посетила Париж».