Певица Клавдия Шульженко


Октябрьская революция 1917 года повлекла за собой преобразования во всех сферах жизни страны. Культурной политике с самого начала уделялось особое внимание: власть отлично понимала роль искусства в формировании новой идеологии. Первая госкомиссия по культуре (в ведении которой вопросы культурного строительства находились до середины 1920-х годов) была создана при Народном комиссариате просвещения под руководством А. В. Луначарского уже осенью 1917 года. Приоритетные задачи этого ведомства предполагали прежде всего новации в области образования, а также формирование народной социалистической культуры. Следует заметить, что реформы в этой сфере проводились в условиях неизбежного противостояния «старой» (дореволюционной) и «новой» (советской) культурных традиций. Предметом особого внимания стали наиболее массовые виды искусства (кино, популярная музыка, эстрада), способные наиболее эффективно влиять на умы людей.

Жизнь Клавдии Шульженко сделала ее не просто свидетелем грандиозного переворота в истории страны: она, как и миллионы сограждан, была захвачена его неотвратимым потоком. Певица родилась 24 марта 1906 года: самые значительные потрясения века были еще впереди. На ее глазах формировалась новая политика, менялось мировоззрение, представления об искусстве, его образная система. Собственная творческая эволюция Шульженко также примечательна: от робких попыток следовать директивам новой эпохи - к всеобъемлющей народной любви слушателей. Одним из секретов ее успеха у публики и сценического долголетия стала уникальная способность реагировать на каждый вызов времени, сохраняя при этом собственную «изюминку».

Харьковский дебют помог Шульженко определиться с выбором жизненного пути, однако разве могла сравниться провинциальная сцена со столичной? Благодаря деятельной поддержке своего аккомпаниатора, Елизаветы Анисимовны Резниковой, коренной жительницы северной столицы, весной 1928 года Клавдия отправилась покорять Ленинград. Величественный город, сохранивший былой имперский лоск, произвел на молодую провинциалку неизгладимое впечатление. Декорацией к ее первому выступлению послужил прославленный Государственный академический театр оперы и балета (бывший Мариинский, с 1935 года - Театр имени Кирова): 5 мая в нем состоялся праздничный концерт, приуроченный ко Дню работников печати. Благодаря протекции известного конферансье H.C. Орешкова, с которым Резникова познакомила Клавдию, две песни в ее исполнении включили в концертную программу. Однако публике настолько понравились номера никому не известной певицы, что вместо двух композиций Шульженко пришлось исполнить шесть - практически весь свой репертуар.

Успех означал главное - постоянную работу в Ленинграде. В 1920-1930-е годы наиболее популярными концертными площадками в городе являлись кинотеатры: сеансы дополнялись выступлениями артистов эстрады, а по понедельникам концерты и вовсе вытесняли кино. Клава получила приглашение выступать в кинотеатре «Титан» на Октябрьском (Невском) проспекте. У нее появилась своя публика, а также неплохие заработки. Особой удачей для дебютантки стала работа в программе «Аттракционы в действии» только что открывшегося ленинградского мюзик-холла. Номера, которые Шульженко исполняла в этом представлении, для пущей звучности афиша именовала «песни-гротеск» (подразумевалась, очевидно, театральность исполнения). Помимо них шоу предлагало зрителю художественный свист, выступления акробатов и жонглеров. Гвоздем программы был любимый горожанами «Теа-джаз» под управлением Л. Утесова - театрализованная версия музыкальной эксцентрики, в которой комические трюки соседствовали с профессиональными джазовыми импровизациями. Подобный синтез эстрадных жанрЬв импонировал Шульженко и как нельзя лучше соответствовал особенностям ее дарования.