Основные этапы жизненного пути Веры Холодной


Имя Веры Холодной прежде всего связано с зарождением в России кинематографа. Первые фильмы, как известно, были не только черно-белыми, но и немыми. Именно в эту эпоху зажглась необыкновенно яркая звезда Веры Холодной.Каждая картина с ее участием становилась сенсацией, залы были переполнены восторженными зрителями - почитателями таланта актрисы. Деятели киноиндустрии наперебой предлагали ей контракты; фотографии и открытки с изображением Веры Холодной выпускались огромными тиражами и расходились с невероятной скоростью. Она стала первой звездой экрана! Вся Россия находилась под гипнозом ее чарующего взгляда.О жизни Веры Холодной известно не очень много - в основном мы знаем о ней из воспоминаний младших сестер актрисы и ее дочерей, при этом некоторые факты ее биографии заметно разнятся. Однако основные этапы жизненного пути кинозвезды всё же удается проследить.


Родилась будущая любимица публики 5 августа 1893 года в Полтаве, где тогда жили ее отец,Василий Андреевич Левченко, и мать - Екатерина Сергеевна Слепцова. Отец Веры Левченко окончил словесное отделение Московского университета, после чего работал учителем-словесником в полтавской гимназии. Екатерина Слепцова была выпускницей Александро-Мариинского института благородных девиц. Родители Веры любили друг друга и были счастливы в браке. Семья Левченко жила довольно скромно, но в доме царила атмосфера спокойствия, гармонии и любви. Маленькая Верочка с детства привлекала к себе внимание: у нее были огромные серые глаза, а овал лица красиво обрамляли темные кудри... Мать ласково называла дочку «полтавской галушкой» -за ее хороший аппетит.

После смерти дедушки Веры родители - по просьбе Екатерины Владимировны, бабушки со стороны матери, - перебрались в Москву. Верочке Левченко было на тот момент всего два года. Постепенно благосостояние семьи Левченко заметно улучшилось, и в дом стали приглашать гостей. Устраивались музыкальные вечера, игры в шарады и живые картинки. Верочка с любопытством наблюдала за происходящим, когда перед ней вдруг оживали сцены из старинного романса или известного литературного произведения. Позже она сама стала участницей таких игр. Девочка рано научилась читать, поэтому подбирала сценки для живых картин самостоятельно, а в отсутствие гостей разыгрывала их в детской, перед любимыми куклами.В 1896 году у Веры родилась сестра, которую назвали Надеждой. В десять лет старшую дочь отдали в гимназию Перепелкиной, находившуюся на Большой Кисловке. Однажды вместе с классом Вера впервые попала в Большой театр; балет настолько поразил девочку, что она упросила родителей отдать ее в балетную школу Большого. То, что ее приняли, явилось совершенной неожиданностью для всей семьи, так как родители до последнего надеялись, что их дочь не возьмут: несмотря на несомненную природную грацию, Вера Левченко была для балерины определенно полновата! Однако по тем временам это не являлось главным критерием, к тому же Вера слыла красавицей, что также ценилось в балетном искусстве. К сожалению, в школе при Большом театре она проучилась недолго - по настоянию родных, главным образом бабушки, девочка оставила балет и вернулась в гимназию Перепелкиной.

С детства Вера росла необычным ребенком - это подмечали многие. Она была серьезной, много читала и размышляла, на равных беседовала со взрослыми и вместе с тем удивляла окружающих своим добросердечием, отзывчивостью, душевностью и готовностью пожертвовать собой ради других...На гимназических вечерах будущая актриса замечательно читала стихи и участвовала в театральных постановках. Так, она сыграла Ларису в «Бесприданнице» Островского. Причем ей настолько удалось вжиться в роль и передать характер героини, что зрители напрочь забыли о том, что перед ними всего лишь ребенок! В дальнейшем все главные роли в гимназических постановках были отданы только ей. К талантам Верочки Левченко можно причислить также игру на фортепиано и пение: как и отец, она была обладательницей прекрасного голоса и часто исполняла романсы под собственный аккомпанемент.В 1905 году от холеры умер Василий Андреевич, отец Веры. Екатерина Сергеевна, будучи на сносях, с трудом пережила утрату. Мать часто болела, поэтому двенадцатилетняя Вера приняла на себя все заботы о двух младших сестрах: Надежде и недавно родившейся Софье.Несмотря на горечь потери, Екатерина Сергеевна нашла в себе силы не омрачать жизнь дочерей. Она пыталась вести привычный образ жизни: приглашала в дом гостей, устраивала походы в театр. Между тем это было непросто. После смерти мужа Екатерина Сергеевна очень постарела: многие принимали ее не за мать, а за бабушку младшей дочери Сони.

Вера продолжала учиться в гимназии, по-прежнему участвовала в гимназических спектаклях. Как-то раз, будучи в театре, она увидела на сцене великую русскую актрису Веру Комиссаржевскую. Это было в 1908 году, когда петербургская артистка приехала с гастролями в Москву. Комиссаржевская исполняла роль Франчески в трагедии Габриэле д'Аннунцио «Франческа да Римини». Ее игра настолько потрясла юную Веру Левченко, что та буквально заболела театром! По возвращении домой у девушки поднялась температура, не спадавшая несколько дней. Вера грезила о театре, порой доводя себя до обмороков и истерик. Доктор сказал, что девушка чересчур впечатлительнаи подвластна меланхолии и что ее нужно беречь: следить, чтобы она меньше читала и, как ни странно, мечтала..В 1910 году Вера окончила гимназию Перепелкиной. На выпускном балу она познакомилась со своим будущем мужем Владимиром Холодным, студентом юридического факультета. Это была любовь с первого взгляда. Спустя полгода Вера и Владимир поженились - вопреки неодобрению родственников, которые считали столь ранний брак необдуманным и даже неприличным поступком. На скромной свадьбе присутствовали только самые близкие. Однако этот союз оказался на редкость счастливым: свои чувства Вера и Владимир сумели сохранить до самой смерти.Муж Веры Холодной был необычайно добрым, умным и душевным человеком, обладал великолепным чувством юмора; кроме того, ему предрекали большое будущее в юриспруденции. Помимо своего основного занятия Владимир Григорьевич увлекался спортом: он был автогонщиком (одним из первых в стране). Неоднократно участвовал в автозабегах, много раз получал серьезные травмы в авариях, однако подобные препятствия не могли заставить его бросить свое хобби - он снова и снова садился за руль, едва восстанавливался организм. Страсть мужа к гоночным машинам разделяла и Вера, вместе они не раз рисковали своими молодыми жизнями. Кроме гонок Владимир Холодный редактировал и издавал первую в России спортивную газету «Ауто».

В1912 году в семье Холодных родилась дочь Евгения. Счастье родителей омрачил лишь запрет врачей рожать Вере снова - первые роды прошли очень тяжело, после них будущая актриса долго болела. Холодные очень любили детей, поэтому через год после рождения Жени пара удочерила еще одну девочку - Нонну.Однако ни дети, ни быт, ни семейная жизнь не смогли заглушить в Вере любовь к искусству: ее по-прежнему увлекал театр. Молодая дама посещала известный в Москве дом Перцова в Соймоновском проезде (он славился своей оригинальной архитектурой), где собирался кружок молодых артистов Московского Художественного театра. Помещения кружка занимали несколько мансард в самом верху здания, из огромных окон которого открывался прекрасный вид на Москву и храм Христа Спасителя. Как вспоминал один из участников кружка, актер и режиссер А. А. Мгебров: «Вначале очень мало кто проникал к нам. Надо было чем-нибудь заявить себя, чтобы стать полноправным гостем наших мансард; для тех же, кто был таковым, не было ни времени, ни часа.Многие художники и поэты, как, например, тот же Бальмонт, приезжали откуда-нибудь к нам, даже поздно ночью, со всеми своими вещами и находили у нас приют... Также Леонид Андреев, Борис Зайцев, Андрей Белый и многие другие... Самой неизменной и приветливой хозяйкой этих мансард, во главе со своими подругами, была в то время Вера Холодная, тогда еще совсем юная, только начинающая актриса... Как сейчас помню ее высокую стройную фигуру, ее бледное, прекрасное лицо, очень выразительное, и ее исключительную ласковость и приветливость ко всем. Она не знала ни утомления, ни отдыха, и была Душою всего нашего, по-настоящему тогда, вдохновенного горения...».

Никто из друзей молодой актрисы ни на секунду не сомневался, что свою жизнь она посвятит театру. Однако, к изумлению многих, Вера вдруг увлеклась кино. Возможно, со стороны это и было неожиданностью, но не для нее самой - Вера Холодная любила синематограф, считала кино своим истинным предназначением. В 1910-х годах очень популярной была известная датская актриса Аста Нильсен. И Вера числились в самых первых рядах ее поклонников: она не пропускала ни одной ленты с участием знаменитой датчанки. Надо сказать, для зрителя той поры манера игры Нильсен была чем-то совершенно новым: «Вместо привычных внешних проявлений чувств, заламывания рук и вращения глазами, - писал кинодраматург А. Каплер, - на экране вдруг появилась героиня почти неподвижная, строго сдержанная. Но зато как выразителен был каждый едва уловимый жест ее тонкой руки, как значителен короткий взгляд, движение чуть дрогнувших ресниц!». Аста Нильсен справедливо считается первой в мире серьезной кинематографической актрисой. Возможно, именно ее творчество послужило предпосылкой для Веры Холодной заняться кинокарьерой...