Красивое имя Аврора Дюдеваи


Красивое имя Аврора Дюдеваи мало кому известно. Однако многие слышали короткий мужской псевдоним Жорж Санд. Это имя красуется на обложках множества романов, без него не обходится ни один учебник по истории зарубежной литературы. Оно стало почти нарицательным, символизируя женщину, которая подражает мужчинам как в образе жизни, так и в манере письма. Порой этот образ доводится до гротеска - например, среди эпизодических персонажей романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» появляется огромная мужеподобная писательница, сочиняющая морские батальные рассказы под псевдонимом «Штурман Жорж»...


Между тем Аврора Дюдеван (в девичестве - Дюпен) была отнюдь не мужеподобной. В том и состоит ее заслуга, что, будучи изящной, красивой и умной женщиной, которая всю жизнь могла прожить без забот за счет мужа или любовников, как было принято в ту эпоху, она разорвала привычный круг и начала сама зарабатывать на жизнь. При этом она не стремилась к исконно женским местам прислуги или мелкой мастерицы, а получала деньги за свой литературный труд - вещь неслыханная во времена, когда писательство считалось прерогативой мужчин.Столь же неслыханным было и поведение Жорж Санд - она не только взяла себе мужское имя, она еще и носила мужской костюм и мужскую прическу! (Справедливости ради стоит отметить, что начала будущая писательница это делать не ради эпатажа, а исключительно из любви к искусству, точнее, к театру - дорогие ложи были ей не по карману, а на дешевые места в партере пускали только мужчин. Кроме того, подобный наряд ей очень шел.) Жорж Санд не скрывала своих романов - а в числе ее возлюбленных были такие знаменитости, как писатель Альфред де Мюссе и композитор Фредерик Шопен. В списке ее друзей - тоже громкие имена литературного и музыкального мира: Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Ференц Лист...

Ведя столь яркий и независимый образ жизни, конечно, трудно было оставаться примерной женой и матерью - трудно, но возможно, в соответствии с обычаями света, на многое закрывавшего глаза. Однако Жорж Санд не желала лицемерить. Она добилась развода с мужем, что тоже было делом трудным и необычным. И наконец, самое главное - Жорж Санд не ограничилась тем, что изменила свою жизнь согласно своим принципам, она добивалась подобной свободы действий для всех женщин. В ее понимании феминизм - это борьба не за политическое равенство мужчин и женщин, а за равенство чувств, гражданское равенство в браке. Вопиющая разница в требованиях, которые общество предъявляло к мужчинам и к женщинам в браке, возмущала Жорж Санд до глубины души. Ее художественные романы и публицистические статьи, посвященные этой животрепещущей теме, сыграли важную роль в социальной жизни Франции в середине XIX века.

И не только в социальной - общепризнанным является тот факт, что Жорж Санд, подобно своей предшественнице французской писательнице Жермене де Сталь, в значительной мере повлияла на ход событий в истории родины. Жермена де Сталь участвовала в революционных событиях 1789 года, входила в оппозицию Наполеону; Жорж Санд называли «музой революции» 1848 года: она издавала «Бюллетень Республики», призывала к участию в выборах, устраивала своих друзей комиссарами республики в провинции. Кто знает, какой оборот приняли бы оба раза революционные события, если бы в них не участвовали две эти женщины?Но ни революция, ни общественная деятельность, ни любовь, ни даже дети не могли помешать Жорж Санд всей душой отдаваться главному делу своей жизни - литературному творчеству. Несмотря ни на какие перипетии и неурядицы, несмотря на кружащие голову влюбленности, она каждый день писала обязательные двадцать страниц.А порой и гораздо больше - посвящая своим книжным романам ночи напролет и забывая о романах личных.Такой яркий, живой, целеустремленный характер не мог возникнуть случайно. Рождение Жорж Санд было подготовлено многими поколениями ее предков, столь же ярких и знаменитых личностей.