Каллас в роли Медеи в фильме режиссера Паоло Пазолини



В 1969 году Мария очередной раз бросает вызов судьбе и исполняет роль Медеи в фильме скандального, противоречивого, эпатажного режиссера Паоло Пазолини. Несмотря на то, что предыдущие работы Пазолини возмутили ее до глубины души, она соглашается на роль. Это была ее единственная работа в кинематографе.Гениальный режиссер отказался от классического понимания мифа о Медее и Ясоне и предложил Марии свою трактовку.

Мария соглашается с видением режиссера, в этом персонаже была заключена и ее боль: «"Медея" - это, прежде всего, история любви. Больше всего меня в ней трогает женская судьба Медеи. Любая брошенная мужчиной женщина будет, так же как она, бунтовать и совершать в той или иной степени похожие поступки». Медея не пела в фильме, она играла, причем практически без слов. Она выражала свои чувства глазами, обнимая нежным взглядом или метая гром и молнии от ненависти.Оглушительная премьера фильма состоялась в Париже, в театре «Опера». Именно эти стены были свидетелями ее триумфа, но самой певице не суждено было наполнить его звуками своего прекрасного голоса.«Что произойдет со мной, если я не буду петь? Чем я буду заниматься, чем интересоваться, если у меня не будет моей музыки?» - спросила однажды Каллас в письме к подруге. Вопрос певица адресовала скорее самой себе. В 1960-х годах в ее профессиональной карьере наметился спад.

Из-за чрезмерных нагрузок, усталости, рискованных экспериментов со здоровьем и многочисленных диет, а затем и неудач в личной жизни стальная хватка ослабла, жажда жизни и творческого признания иссякла. То, чего так боялась певица, начало сбываться. Голос перестал ее слушаться.Впервые голос Каллас сорвался во время исполнения арии из оперы «Норма» 22 мая 1964 года в Париже. Накануне Мария делилась переживаниями с Франко Дзеффирелли: «Я не буду плавно скользить по музыке. Я должна воспользоваться своим шансом, пусть даже он обернется катастрофой и будет означать конец моей карьеры. Я должна пытаться брать все ноты, даже если и сорвусь на одной». В последнем акте голос Марии дрогнул, она не смогла взять верхнее до. Оркестр замер, а в зале послышались недовольные возгласы особо ревностных ценителей оперного искусства. Но Мария рассердилась на себя сильнее, чем зритель. Она обернулась к дирижеру и жестом попросила начать сначала и взяла положенную ноту. Однако в зале уже началась потасовка между поклонниками и недругами Каллас. В этой схватке за достоинство оперной дивы даже отметился модельер Ив Сен-Лоран, который раздавал удары направо и налево всем, кто посмел оскорбить певицу. Разнимала вспыльчивых зрителей уже республиканская гвардия.

В 1958 году Мария выступила 28 раз, в 1959-м - 11 раз, в 1963-м - ни одного. Каллас оставит профессиональную сцену в 1965 году после неудачного исполнения «Тоски» в «Ко-вент-Гарден».В 1968 году Мария Каллас дает откровенное интервью, в котором объясняет причины своего ухода: «Четыре года тому назад я перестала петь именно потому, что хотела остаться верной себе. Мое пение больше не приносило мне удовлетворения. Только мы сами можем сказать себе всю правду. Так я и поступила. Я поняла, что мне надо набраться храбрости и запастись терпением, чтобы восстановить силы и здоровье».

Под крышей театра «Ла Скала» Мария Каллас познакомилась с молодым и талантливым режиссером Франко Дзеффирелли. В 1953 году начинающий режиссер поставил оперу «Золушка», которая имела оглушительный успех. Специально для Каллас он поставил «Травиату» в Далласе. Жители американского города во время гастролей певицы не смолкая скандировали: «Даллас для Каллас». В дальнейшем режиссер заинтересуется кинематографом и выпустит легендарные фильмы: «Укрощение строптивой» с Элизабет Тейлор в главной роли и «Ромео и Джульетту» с Оливией Хасси (последний получит две премии «Оскар»), Несмотря на гомосексуальную ориентацию Франко, к которой певица относилась откровенно негативно, они стали добрыми друзьями на долгие годы. После смерти Марии Каллас режиссер поставил перед собой цель - снять фильм о близком друге. К реализации этой идеи он шел более тридцати лет.

Однако вскоре перед режиссером встала первая и очень серьезная проблема. Кто же исполнит роль Марии? Дзеффирелли безуспешно искал исполнительницу, пока однажды кто-то из знакомых не подсказал ему, что видел на театральной сцене актрису Фанни Ардан, которая играла как раз Марию Каллас. «Фанни явилась как дар Божий. И в тот момент, когда я с ней познакомился, я понял, что она - именно та, кто нужен, и немедленно в нее влюбился», - вспоминал Франко Дзеффирелли. Итог работы с известной талантливой актрисой поразил режиссера. Часто съемки были настолько реалистичными, а Фанни так натурально вжилась в образ Каллас, что режиссер забывал говорить «стоп», а по его лицу текли слезы восторга.Для этой роли Фанни Ардан пришлось запоминать все исполняемые в фильме вокальные партии примадонны: «Я все арии заучивала наизусть, не только слова и музыку, но даже училась правильно дышать. Репетировали тысячи раз, и, когда пришло время снимать, была готова».Премьера фильма «Каллас навсегда» состоялась в 2002 году, он с успехом прошел в прокате. Публика не забыла своего кумира.