Жизнь Франсуазы Саган


Она стала событием в литературном мире, завалив экзамены в университете. Несмотря на отсутствие жизненного опыта, уже в восемнадцать лет молодая француженка сделала визитной карточкой своих произведений глубокий психологизм. Покоренные эмоциональностью и непосредственностью ее книг, читатели считали сочинительницу вечно юной - до самых преклонных лет. Она была успешным автором и умерла, обремененная долгами. О, да, - вся ее жизнь была полна парадоксов и не вписывалась в логику общепринятых банальностей! Жизнь Франсуазы Саган - хрупкого ребенка безжалостной эпохи, талантливой девушки с вымышленным именем и писательницы, воспевшей грусть человеческого существования...


Урожденная КуареРодители будущей писательницы были людьми респектабельными. Несколько поколений предков ее матери, представителей почтенного семейства Лобард, владело землями в департаменте Ло, близ города Кажар. Там весной 1923 года поженились ее родители и именно там появилась на свет будущая писательница -в жаркий день 21 июня 1935 года, за час до сиесты, когда изнуряющее летнее солнце вынуждает жителей юга к покою и созерцанию.Кроме маленькой Франсетты (или Кики, как ее называли в детстве), в семье было еще двое детей: сестра Сюзанна и брат Жак. Глава семьи Пьер Куаре, человек редкого обаяния, обладавший острым умом и богатым воображением, получил инженерное образование и, подобно своему отцу, посвятил карьеру сфере производства. Мари Куаре, его супруга, вполне довольствовалась традиционной ролью домохозяйки, не требовавшей от нее особых усилий и соответствующей ее слегка рассеянному характеру. Заботы о семье она делила с Юлией Лафон, няней и помощницей в других домашних делах, прослужившей в доме Куаре более полувека.Отношения между будущей писательницей и ее близкими всегда были доверительными. С братом и сестрой ее связывала самая нежная дружба. От отца она унаследовала живой ум, наблюдательность и мастерство рассказчика, а также чувство юмора, не раз выручавшее ее
в жизни. От матери девочка переняла особую легкость и непосредственность в восприятии мира. Родители не стесняли детей излишней опекой, полагая, что каждый из них найдет наилучшее применение своим способностям.


Кики росла живым и непосредственным ребенком, проводя время в шалостях и приключениях, присущих ее возрасту. Те, кто знал Франсетту в детстве, единодушно отмечали ее отзывчивость и готовность включиться в новую игру - какой бы рискованной она ни казалась. Где бы ни жили господа Куаре - в Париже, Лионе (где Пьер работал во время войны), Ка-жаре или курортных городках на побережье, где семья снимала виллы на лето, - везде находилось что-то новое и удивительное, неизменно привлекавшее внимание Франсетты. Ничто не мешало ей с любопытством осваивать окружающий мир в шумной компании друзей и животных (собаки и кошки были неотъемлемой частью жизни семьи). Девочка увлеченно играла в «жандармов и воров», осваивала теннис, предавалась радостям верховой езды (на собственной, подаренной отцом лошади) или представляла себя в роли искательницы сокровищ в развалинах старинных замков.Книги, извлеченные из вместительных шкафов родительской библиотеки (среди них были сочинения Марселя Пруста и Андре Жида, стихи Элюара и Рэмбо, произведения Чехова и Толстого), служили важной частью каникулярного досуга Франсуазы. Музыка также помогала ей коротать жаркие часы полуденного безделья: неудачный опыт обучения игре на фортепиано не мешал девочке наслаждаться гармонией звуков, а в семейной коллекции пластинок имелись самые разнообразные записи: от Брамса и Моцарта до Луи Армстронга.

Беззаботная пора детства сменилась отрочеством... Взросление застало Франсуазу врасплох: искренность и непосредственность ее натуры решительно не вписывались в жесткий регламент католического образования. Сменив с десяток учебных заведений - от чопорной женской школы «Луиз-де-Беттиньи» до института «Кур Гаттемер», девушка приобрела стойкую репутацию подростка с непростым характером, а также степень бакалавра. Педагоги неизменно отмечали подвижный, легкий ум и способности ученицы, однако приходили в ужас от ее выходок и нежелания соблюдать установленные правила. Родители Франсуазы относились к частой смене школ спокойно, полагая, что нарушения дисциплины связаны с формированием индивидуальности дочери, а следовательно, неизбежны. Так или иначе, последним учебным заведением для нее стала Сорбонна - летом 1953 года мадемуазель Куаре, не сдав экзамен, написала свой первый роман.

Рукопись небольшого произведения - всего около двухсот страниц - под авторским названием «Здравствуй, грусть!» 18-летняя Франсуаза лично принесла в издательство «Жюйар» б января 1954 года. Пропуск в большую литературу, выданный директором издательства Пьером Жаве и редактором Франсуа Ле Гри, означал начало совершенно новой страницы в биографии начинающего автора. Для литературной жизни потребовалось и новое имя: Франсуаза Мари Анна Куаре стала Франсуазой Саган, позаимствовав фамилию у одной из героинь любимого Пруста. На использовании литературного псевдонима настаивали и ее родители - дабы не связывать старинное семейное имя с сомнительной славой романа дочери.Успех произведения, действительно, можно было назвать скандальным - критические отзывы и реплики о «безнравственности» сюжета только подогревали интерес публики, восторженно раскупавшей дополнительные тиражи. Первый выпуск романа составил пять тысяч экземпляров (вместо трех, положенных начинающему автору), но это количество было не в состоянии удовлетворить читательский спрос, и роман пришлось переиздать несколько раз (только за первый год было продано около двухсот тысяч книг, не считая переводов, вышедших в других странах).

Всего за годы творческой жизни Франсуаза Саган написала более двадцати романов, из которых самым неудачным считала «Неясный профиль», самым основательным - книгу «Женщина в гриме» (объем которой почти втрое превышал обычный формат ее произведений). Больше всего хлопот ей доставил роман «При-блуда» - судебное разбирательство по поводу необоснованного обвинения автора в плагиате, сопровождавшееся затяжным конфликтом с издательством, длилось почти полтора года. Этот инцидент был скорее исключительным в ее карьере - писательница, как правило, ладила со своими издателями, аккуратно соблюдая сроки предоставления очередной рукописи. Однако любая попытка давления на процесс творчества вызывала у нее стойкое отторжение - она всегда предпочитала свободу. Многочисленные пресс-конференции, приемы и встречи с читателями, зарубежные поездки, интервью под прицелом вездесущих фото- и телекамер - все эти атрибуты славы не доставляли Саган ожидаемого удовлетворения, В лучшем случае погруженная в собственные мысли, она отгораживалась от суеты мира любезной улыбкой. Общение с друзьями и новые впечатления - вот что имело для нее подлинную ценность. Поездки большой компанией на побережье, коктейли в любимых ресторанчиках, флирт, танцы и прочие атрибуты богемной жизни неизменно приносили Франсуазе удовольствие и материал для новых книг. Нет, мадемуазель Саган решительно не была создана для размеренного быта: ни два ее брака, ни рождение сына не сделали из нее респектабельную даму.

Не отличалась она и практичностью: получая баснословные гонорары за издание своих книг, Франсуаза так и не научилась обращаться с деньгами. Огромные суммы уходили на организацию праздников и путешествий, помощь многочисленным друзьям и приятелям (иногда просто малознакомым людям). Она щедро жертвовала на благотворительность (например, подписала солидный чек в пользу пострадавших на Чернобыльской АЭС), раздаривала свои автомобили и драгоценности. Собственное материальное благополучие мало волновало писательницу - счета она, как правило, подписывала, не читая. Все вопросы, связанные с уплатой налогов, Саган поручила улаживать своим банкам и издателям, продолжая безропотно ставить подпись на чеках, с некоторым недоумением отмечая растущие в них суммы.

Состояние финансовых дел писательницы, несмотря на высокие гонорары, на протяжении всей творческой карьеры было довольно беспорядочным. Например, в автобиографической книге «Страницы моей жизни» Саган отмечает, что вопреки приписываемой ей склонности к роскоши у нее практически никогда не было собственного дома - за исключением одного обветшавшего строения в Нормандии, которое ей посчастливилось выиграть в рулетку и куда она иногда приезжала на лето. Страсть к перемене мест и путешествиям примиряла ее с необходимостью снимать жилье: ведь новые впечатления - тоже пища для вдохновения. В течение всей своей жизни Франсуаза Саган сохранила ту непосредственность и готовность включиться в новое приключение, которая отличала проказницу Кики Куаре. В определенном смысле она всегда оставалась ребенком - рассудочность и прагматичность были мало свойственны ее характеру. Неудивительно, что в конце концов Саган столкнулась с серьезными денежными затруднениями. Ликвидировать свои долги по налогам пожилой писательнице было уже не под силу, да и сбережений или недвижимости она не имела.Последние месяцы жизни Франсуаза Саган провела в Онфлёре, на севере Франции, где и скончалась 24 сентября 2004 года в возрасте 69 лет от продолжительной болезни легких. С ее смертью завершилась целая литературная эпоха, сохранившая для последующих поколений радости и трагедии второй половины XX столетия.