Интимный дневник Жорж Санд


В 1833 году выходит роман «Лелия». Жорж Санд на протяжении всей жизни легко писала по два-три романа в год, а если сюжет диктовали жизненные обстоятельства, то роман выходил почти мгновенно. Так получилось и с «Ле-лией» - это был настоящий выплеск чувств и раздумий, обуревавших Санд после разрыва с Жюлем Сандо. «В"Лелию"я вложила саму себя больше, чем в какую-либо другую книгу», -признавалась она в том, что и так было видно невооруженным глазом.



Главная героиня ищет всей полноты любви и не может ее обрести: «Природа забыла меня разбудить. Мои мечты были всегда слишком возвышенными, я не могла снизойти до грубых физических вожделений. И я сама не заметила,
как произошел во мне полный разрыв между телом и духом...». Далее следует удивительное по своей откровенности и в то же время поэтичности описание отношений Лелии с возлюбленным и ее бесплодных стремлений обрести в них гармонию. Это настоящий любовный роман в самом полном смысле слова, повествующий о глубоко интимных сторонах жизни чистым и возвышенным слогом. Писательнице потребовалось немалое мужество, чтобы опубликовать это произведение, раскрывающее ее самые сокровенные тайны... Позже Жорж Санд раскаялась в своем поступке и подготовила новое издание, тщательно отредактировав роман, но прозвище «Лелия» уже прочно утвердилось за ней.

Совсем не похож на ранние произведения роман «Орас», написанный в 1841 году и названный на сей раз именем героя, а не героини. Это уже не любовный, а социальный роман. И хотя романтические отношения в нем, безусловно, присутствуют, служат они скорее тому, чтобы полнее раскрыть образ героя, который вращается в разных слоях общества и по-разному ведет себя с простой девушкой и со светской дамой. Он ленив, но честолюбив, хочет достичь успеха в политической сфере, но ничего для этого не делает, пытается заняться литературным трудом - но дальше заголовка дело не идет. При этом Орас не мыслит себя вне светской жизни, любит красиво одеваться, посещать театры и рестораны... Жорж Санд мастерски изображает Париж 1830-х годов, в котором обсуждают недавнюю Июльскую революцию и только что вышедший роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» наряду с новыми театральными постановками по пьесам Дюма-отца... Этот круг был ей хорошо знаком - описания костюмов, интерьеров и уголков Парижа делают роман вполне реалистическим. Реалистичен и главный герой - подобных ему молодых людей можно было часто встретить в обществе. Об этом писал А. И. Герцен, прочитавший роман сразу после его выхода на французском: «С жадностью пробежал я "Орас" Жорж Санд. Великое произведение, вполне художественное и глубокое по значению. Орас -лицо чисто современное нам... Многие ли, сойдя в глубину души, не найдут в себе много орасовского? Хвастовство чувствами, которых нет, страданиями для народа, желание сильных страстей, громких дел и полная несостоятельность, когда дойдет до дела».


Однако самым известным романом Жорж Санд, без сомнения, остается «Консуэло» (1842). В нем удивительным образом сочетаются мир музыки и мир приключений, рыцарство и высшее придворное общество, школа для девочек и таинственный замок... Познавательные описания Италии, Чехии и Австрии (в особенности лучших городов - Венеции и Вены) создают великолепный фон для захватывающих приключений. Жорж Санд обладала неиссякаемой фантазией, которая позволяла ей каждый раз по-новому разворачивать повторяющийся сюжет об одинокой героине, вынужденной преодолевать самые разнообразные препятствия. Но даже в полном неожиданных приключений «Консуэло» писательница так же, как и в других романах, отлично владеет материалом: она не понаслышке знакома с тем миром, о котором пишет. Музыка окружает Жорж Санд с самого детства, ее возлюбленный - Шопен, ее близкие друзья -Лист и Берлиоз, в ее доме в Ноане подолгу живет гениальная певица Полина Виардо, которую принято считать прототипом Консуэло.

Творчество и «чистое искусство», долг и призвание, верность и честь - духовная проблематика романа чрезвычайно важна для его понимания. На первое место выходит вопрос высокого служения искусству - Консуэло не интересуют слава, почет, деньги; для нее самое главное - служить людям, нести им при помощи искусства добро и утешение. Ради этого она готова отказаться даже от своей любви. Не так ведут себя другие персонажи - одни стремятся удовлетворить свое тщеславие, другие «подают музыку совершенно так же, как фазанов за своим столом». И лишь одной Консуэло удается достичь высокой цели - с помощью искусства пробуждать у слушателей «чувства добрые», поэтому именно ее автор называет «олицетворенной музыкой».