Джо Кокер - Король блюза


Двенадцатилетним мальчишкой он впервые выступил на сцене, в 15  собрал собственную группу, но настоящая слава пришла к нему только спустя 13 лет Толпа совершенно обезумела. Вот уже 8 минут длится выступление Джо Кокера, а он все не заканчивает песню. Только начинает казаться, что последние аккорды затихают, а певец замолкает, как вдруг протяжный звук гитары вновь прорезает тишину, и по сцене снова разносится неповторимое пение Джо. Это даже не похоже на концерт, скорее на речь проповедника, который ведет за собой паству, и 500 тысяч зрителей вторят ему.

Адреналин зашкаливает, воздух будто стал гуще, певец уже не видит толпу, есть только он и звуки музыки, ироходящие, словно электрический ток, по его телу. Артист перебирает струны невидимой гитары, его лицо искажает гримаса, слова песни произносит то протяжно, то отрывисто. Таким увидели Кокера музыкальные фанаты рок-фестиваля «Вудсток». Эта манера исполнения станет визитной карточкой певца, о «Вудстокской ярмарке музыки и искусств» снимут документальный фильм, который в 1971 году получит «Оскар». Выступление Джо Кокера войдет в мировую музыкальную историю, а сам артист будет признан королем рок-н-ролла и блюза. Но затем настанут нелегкие годы, проведенные в наркологических клиниках, период забвения и поисков себя, пока наконец-то назло всем злопыхателям певец не устроит триумфальное возвращение. Но начиналось все совсем с другого, и события происходили в одном городке на севере Англии.


Джо с детства бредил сценой. Мальчишка обожал Рэя Чарльза, он без конца слушал его пластинки и копировал манеру великого блюзмена. Сначала это были лишь робкие попытки, Джо пел, запираясь в своей комнате, чтобы его никто не слышал, но не потому, что смущался, а из-за боязни, что о его музыкальных экспериментах узнает отец. Государственный служащий Гарольд Кокер был категорически против желания сына стать певцом. Их семье хватало и одного музыканта: Виктор, старший брат Джо, играл в рок-группе. Отец, мягко говоря, не слишком этому радовался. Не то чтобы Гарольд Кокер был противником музыки, скорее наоборот, он сам по вечерам слушал пластинки американского тенора Марио Ланца и даже подпевал его ариям. Но одно дело  петь дома, и совсем другое  сделать это занятие профессией. О том, чтобы младший сын занимался музыкой, не могло быть и речи. Но охота путце неволи, даже боязнь быть наказанным не останавливала юного Кокера. Благодаря брату уже с 12 лет Джо выступал на сцене. Внимание публики, восторженные лица, аплодисменты — это то, без чего он не представлял своего существования. Образование подростка мало интересовало, и, чтобы хоть как-то повлиять на сына, родители не давали ему карманных денег, но Джо это ничуть не волновало. Окончив среднюю школу, он благополучно устроился помощником газовщика, работа не бог весть какая, зато всегда при деньгах. К тому же это давало возможность и дальше заниматься музыкой. По вечерам Кокер успешно выступал в пабах Шеффилда. Публика принимала на ура необычную манеру молодого певца, хоть позже критики скажут, что в пении Джо Кокера хрипа больше, чем чистых нот, именно такое исполнение будет сводить с ума миллионы поклонников по всему миру.

В 1961 году певец создал первую группу The Avengers. Молодые люди не играли песни собственного сочинения, а исполняли в основном композиции Рэя Чарльза и Чака Берри. И хотя опыт у музыкантов был небольшой, они делали весьма интересные кавер-версии, которые нравились публике. Первый успех настиг The Avengers уже в 1963 году, после того как музыканты выступили на разогреве 2013 у Rolling Stones. Тот концерт открыл перед ними двери в мир шоу-бизнеса. Шеффилд был покорен, да и весь Север Англии тоже. Но видимо, ни Джо, ни его товарищи не были готовы к испытанию славой: между ними постоянно возникали споры, из-за амбиций и юного возраста им нелегко было идти на компромиссы. Поэтом)', вернувшись на родину, в 1964 году группа распалась, а Джо ушел в одиночное плавание.

Но первая же записанная сольно песня I’ll Cry Instead провалилась в прокате. Это сильно ударило по самолюбию Кокера, хотя позже артист скажет, что та композиция была худшим из всего, что он слышал. Он не опустил руки, и в 1968 год)'появился первый хит Джо Кокера A Little Help From My Friends. Реакция на песню была ошеломительной — всего за несколько недель сингл стал лидером британского хит-парада. Интересно, что композиция была не оригинальным творением Кокера, а кавер-вер-сией Beatles, но эксперимент получился настолько удачным, что сами Пол Маккартни и Джон Леннон написали певцу: «Благодарим. Совершенно сказочно. Джон и Пол».

После такого успеха Джо окончательно воспрянул духом и укрепился в решении завоевать Америку  страггу; открывающую дверь в мир большого шоу-биз-неса. Исторический момент наступил в 1969 году на «Вудстоке». Этот легендарный концерт ознаменовал конец эры хиппи, дал начало сексуальной революции и  стал отправной точкой движения шестидесятников. На фестиваль съехалось огромное количество рок-групп и певцов, впоследствии ставших мировыми звездами. Это было настоящее безумие. Дороги по направлению к месту проведения фестиваля были заблокированы огромными пробками. Люди оставляли свои машины и шли пешком несколько километров, чтобы попасть на шоу. Всего на фестиваль прибыло около 500 тысяч зрителей. До сих пор ни один рок-концерт не смог сравниться с тем, что тогда творилось на «Вудстоке». Спеть на той сцене было мечтой любого музыканта, Кокеру посчастливилось открывать третий день фестиваля. И он произвел настоящий фурор! С самого утра из-за неблагоприятных погодных условий его выступление было под угрозой срыва, вот-вот грозил пойти проливной дождь. Но Кокер не для того так долго стремился к своей цели, чтобы его остановила такая мелочь. Он все равно вышел на сцену. Тучи все сгущались, уже начинали поблескивать молнии, но дождь не начинался. Выступление Кокера было настолько эмоциональным, что полумиллионная толпа забыла о непогоде и готова была носить певца на руках. А как только Джо закончил петь... небо разверзлось, и на зрителей обрушился ливень. Многими это было воспринято как знамение, что на музыкальном олимпе зажглась новая звезда.

Джо вообще оказывал на публику магнетическое воздействие. Под его чары попадали самые красивые женщины. Первый серьезный роман завязался у Джо с уроженкой Шеффилда Эйлин Вебстер, с которой Кокер встречался целых 13 лет. Злые языки тогда поговаривали, что молодых людей связывает не только свет лое чувство любви друг к другу, но и общая слабость к алкоголю. Действительно, они то спасали, то вновь толкали друг друга в пучину пагубных пристрастий. После головокружительного успеха и непрекращающейся череды гастролей и выступлений у Кокера сдали нервы. Джо пристрастился к алкоголю. Дальше  больше!


Во время турне в Австралию артист был арестован за хранение марихуаны. Его попросили покинуть страну’ в течение 48 часов. В результате дело обрело широкий резонанс, а Джо Кокера стали называть Mad Dog (Бешеный Пес), и кличка надолго приросла к певцу. Но даже этот инцидент не оказал на Джо никакого действия. Только серьезно подорванное здоровье и совершенный творческий кризис заставили певца задуматься. Но, несмотря на пройденный курс лечения, долгие два года певец не мог сочинить ни одной новой песни. Увы, периодически он срывался и вновь возвращался к алкоголю.Из-за этого не ладилась и личная жизнь. Окончательно измотанная Эйлин ушла от Кокера в 1976 году. После нее были лишь непродолжительные интрижки. Только одна женщина по-настоящему любила Джо  его мама, Мэджи Кокер, которая всегда была рядом в трудные минуты.Так продолжалось до начала 80-х, пока не стало понятно, что либо Джо сейчас берется за ум, либо о нем окончательно забудут в музыкальном мире. Поэтому, собрав волю в кулак, певец вновь отправился в США. В 1982 году он приступил к работе над песней Up Where We Belong, которая должна была стать саундтреком к фильму' «Офицер и джентльмен». Записанная дуэтом с певицей Дженнифер Уорне, композиция мгновенно приобрела статус хита №1, удивительно лиричная, она звучала на каждой дискотеке, в пабах и на свадьбах. Песня выиграла премию «Грэмми», а также была удостоена «Оскара».