Джек Мериваль последний спутник Ли


Помимо внешних данных Ли обладала сильным характером и огромным желанием работать без устали. Это отмечали многие ее современники. Актер Ноэл Коуард как-то заметил: «У нее внешность лебедя и выносливость американского солдата в увольнительной».Этель Каррингтон, преподаватель Королевской академии драматического искусства, вспоминала: «Вивиан была самонадеянна, что отличало ее от других студентов. В первом семестре она играла портняжку Старвелинга в "Сне в летнюю ночь", и для роли мы зачернили ей два передних зуба.

Также Вивьен принимала участие в театральном отрывке в роли Розалинды в спектакле "Как вам это понравится". Вивьен получила хвалебные отзывы и за роль в современной пьесе, где ее задача была накрыть стол для завтрака и одновременно произнести монолог. Вивиан славилась превосходной координацией». Джордж Пирсон, режиссер фильма «Джентльменское соглашение», вспоминал о начале карьеры Вивьен: «Было приятно наблюдать за ее работой на съемочной площадке. Она немедленно схватывала ситуацию и индивидуальную окраску персонажа. Между съемками она иногда тихо размышляла и в один из таких моментов неожиданно повернулась ко мне: "О, неужели мне никогда не удастся получить что-нибудь стоящее?". Я ощутил и понял боль, таящуюся за этими словами...». Разумеется, Вивьен всё же ждали великие роли и всемирная слава, и она уверенно шла к намеченной цели. Позже Элиа Казан, постановщик фильма «Трамвай "Желание"», весьма емко отметил: «Она была актрисой от Бога».

«Она никогда не уставала. Ларри и остальные из нас совершенно падали с ног, но не Вивьен. Она просто никогда не выглядела и не вела себя так, как если бы она устала», - вспоминала Ванесса Редгрейв. А агент актрисы Джон Глиддон отмечал: «Самое главное, что требовалось для получения роли - работать быстро и не просить слишком много. Вивьен умела и то, и другое».Дуглас Фербкенс-младший, актер, сценарист и продюсер, бывший в числе последних, кто видел Вивьен в живых, отмечал: «Ее красота никогда не оставляла ее, как и чувство юмора. Только жизнь». Увы, он же вспоминал о болезни Вивьен: «Упрямая, как всегда, она насмешливо и вопиюще нарушала указания врача не курить, не вставать с постели, не говорить и не утомляться».

Маргарет Митчелл, автор книги «Унесенные ветром», была настолько довольна ее исполнением роли Скарлетт, что заявила: «Я восхищаюсь ею и ее даром перевоплощения. Каждый раз, когда очередная эмоция изменяла ее лицо, она становилась абсолютно другим человеком».Вдобавок к эффектной внешности и пробивному характеру Вивьен обладала незаурядным умом. Колин Кларк, сценарист и режиссер, рассказывал о способностях актрисы: «У нее был ум, оставлявший позади большинство людей. Большинство из нас просто не могли бы соперничать с бриллиантовой заточкой ее ума... Мы страдали от лени и делали глупые замечания: говорили не думая. Мы говорили обо всем подряд, практически не разбираясь в предмете разговора... Вивьен Ли так никогда не поступала. И я полагаю, это и была та обратная сторона ее маниакально-депрессивной монеты.... Она была очень образованным человеком. Она говорила на четырех языках и она говорила очень умные вещи, не только в своих интервью».

С. Митчел, театральный менеджер, был солидарен с режиссером: «Это была не только самая умная актриса их тех, кого я знал, но и одна из самых умных женщин. Казалось, у нее не бывает случайных слов. При всем очаровании ее интонаций любая фраза отличалась ясностью и определенностью. Я не рисковал спорить с ней, не продумав заранее свои доводы».
Ноэл Коуард, будучи другом Вивьен, восхищался: «Она блистала в компании, а ум ее был остр... Она удивительно владела словом, а ее эмоциональную силу можно было сравнить лишь с землетрясением». Известный актер Рекс Харрисон так вспоминал о дружеских беседах с Вивьен: «Все ее разговоры были только о Ларри, и, глядя на ее красивое, полное обожания лицо, я слушал ее. Я любил Вивьен. Мы только держались за руки и никогда между нами не было ничего большего, но я не могу сказать, что моя любовь к Вивьен была платонической. Это было нечто захватывающее». Он также отмечал, что «Вивьен очень похожа на кошку. Она может мурлыкать и может царапать и выглядеть при этом одинаково прекрасной».

Оскар Фрюэн, друг первого мужа актрисы Герберта Ли Холмана, вспоминал: «С тех пор как она внезапно, в один вечер, обрела славу, а я попрекнул ее этим и предположил, что она станет другой, а она едва не расплакалась, я полюбил ее братски и не мог понять, почему вдобавок не влюбился в нее до безумия... Это человек с головой, и нам ни разу не пришлось скучать. Она вела себя так естественно, что даже мысль поухаживать за ней не приходила в голову».Джек Мериваль, компаньон и последний спутник Ли, сокрушался по поводу того, как тяжело быть с Вивьен наедине: «Это ужасно -быть влюбленным в самую известную женщину в мире». Но он искренне любил ее: «Весь остаток ее жизни, каждую свободную минуту я неотлучно находился при Вивьен, а все остальное время был рядом с ней в мыслях».