Актриса Вера Холодная


Имя Веры Холодной на многие годы стало нарицательным обозначением женской красоты, таланта, поразительного успеха. Несмотря на то, что жизнь в кинематографической среде у актрисы была слишком короткой - чуть больше четырех лет, - она снялась в огромном количестве картин. Конечно, по большей части фильмы с участием Холодной были банальными - «драмы женской души», как их называли, однако это нисколько не помешало всеобщему почитанию актрисы. Ее любили все, от мала до велика.За свою недолгую кинокарьеру Вера Холодная снялась в более чем сорока картинах (по другим, непроверенным данным, их было порядка восьмидесяти). Не всякий современный актер похвастается таким количеством ролей, тем более если учесть, что первая картина с участием Холодной вышла в 1915 году, а последняя - в 1919-м. Большинство фильмов, в которых была задействована актриса, увы, не сохранилось, мы можем судить о ее работе лишь по пяти лентам: «Дети века», «Жизнь за жизнь», «Миражи», «Молчи, грусть... молчи...» и «Последнее танго» (не целиком).


Популярность Веры Холодной возрастала от фильма к фильму, ее имя на афише гарантировало не только успех картине, но и высокие кассовые сборы. Проработав год у Ханжонко-ва, актриса перешла на кинофабрику Дмитрия Харитонова, который выплатил фирме «Ханжонков и К0» за расторжение трехлетнего контракта с Верой Холодной немалую неустойку. Актриса много снималась, работала с разными режиссерами: у Петра Чардынина, Вячеслава Висковского, Чеслава Сабинского, Евгения Бауэра. После выхода картины «Жизнь за жизнь» Бауэра Веру Холодную стали называть «королевой экрана» (по словам Александра Вертинского, именно он придумал этот красивый титул, но об этом немного позже...).Что и говорить, Холодная была востребованной актрисой. Ее путь в кино развивался не только стремительно, но и чрезвычайно успешно. Даже события 1917 года не смогли повлиять на количество картин с ее участием! Несмотря на потрясения, беды и лишения, люди шли в синематограф «на Холодную», они хотели хотя бы на экране увидеть мирную, спокойную жизнь, желали сопереживать героиням их любимицы. Так было и со ставшим популярным фильмом П. Чардынина «У камина», который вышел в 1917 году (после Революции - время крайне напряженное!): в некоторых городах залы были переполнены, а ленту крутили непрерывно на протяжении трех месяцев. Работу оценили не только зрители, но и критики: «...Героиня В.В. Холодная выдержала искус: в огне экранной любви закалилась, - писали об актрисе в "Киножурнале". - Образ героини, любящей и жертвующей собой, просто и искренне передается артисткой. Лирические переживания гармонируют с ее трогательнымт образом. Без резких движений, шероховатостей... артистка показала, что она может чутко и искренне передавать образ любящей».

Грандиозный успех картины «У камина» заставил авторов приступить к съемкам второй части столь востребованного фильма. Трудность была лишь в том, что героиня Веры Холодной в финале прошлой ленты... умерла! Но опытный сценарист «воскресил» ее, придумав ловкий ход: князь Мещерский, который и погубил несчастную женщину, встречает на кладбище ее двойника. Развернувшиеся далее события - естественно, более трагические, чем в первой части, - сделали второй фильм «Позабудь про камин - в нем погасли огни» необыкновенно популярным. Поклонники актрисы штурмовали кинотеатры: известно, например, что при показе картины в Харькове люди, стоявшие в очереди за билетами, чуть не разнесли здание синематографа!

Слава актрисы гремела на всю страну. Портреты с изображением Веры Холодной мечтали поместить на своих страницах многие журналы. Открытки, на которых «королева экрана» позировала в роскошных нарядах, печатались огромными тиражами. Была даже выпущена целая серия: Вера Холодная в вечерних платьях, в мужской одежде, в мехах, в оригинальных шляпках (зачастую актриса сама придумывала себе модели головных уборов) и даже в цыганских одеяниях. Можно сказать, что молодая актриса стала законодательницей мод: обладая хорошим вкусом, а главное - оригинальностью идей, Холодная сама изобретала себе наряды, подбирала ткани и украшения. Для соотечественниц портреты и открытки с любимой актрисой явились альтернативой журналам мод.«Вте времена,-писал В.Я. Вульф, известный российский искусствовед, киновед и театровед, - в моде были платья с узкими, стеснявшими движение юбками и пышными лифами. Любые излишества в отделке - избыточные кружева, оборки, вышивки, цветочки, бантики - считались проявлением дурного вкуса. Наряд должен быть элегантен и строг. Модны были приглушенные холодные цвета, матовость жемчуга, сдержанность аксессуаров. И при этом наряд ни в коем случае не должен быть скучным или обычным: требовалась некая изюминка, оригинальность - цветок на бедре, оригинальная брошь на плече, асимметричный вырез, интересная драпировка... Для того, чтобы выглядеть роскошно, недостаточно было только денег - нужен был вкус».

У Веры Холодной он был - она не только изысканно одевалась и выглядела безупречно, она была примером для подражания миллионов людей! Утонченный вкус актрисы проявлялся как в выборе нарядов, так и в умении подобрать парфюм: Вера Холодная смешивала два вида духов. Полученный сладковатогорький аромат мог, пожалуй, показаться тяжеловатым, резким, неприятным, но только не на Вере Холодной - это был исключительный, только ей присущий запах.Актрисой Холодной восхищались и продолжают восхищаться не только зрители, но и многие актеры, поэты, режиссеры. Молодой звезде посвящали стихи и романсы, она не только снималась в кино - есть фильмы о ней самой, причем как документальные, так и художественные. История жизни Веры Холодной, к примеру, положена в основу известной отечественной картины «Раба любви», снятой в 1975 году Никитой Михалковым. Главную роль (звезду немого кино Ольгу Вознесенскую) в фильме великолепно исполнила Елена Соловей. Кроме нее в «Рабе любви» задействована целая плеяда великих актеров нашего кинематографа: Александр Калягин (в роли режиссера-постановщика Александра Александровича Колягина), Родион Нахапетов (в роли оператора Виктора Потоцкого), Олег Басилашвили (в роли директора картины Саввы Яковлевича Южакова), Константин Григорьев, Евгений Стеблов, Александр Адабашьян и другие.

Действие картины разворачивается осенью 1918 года, в Гражданскую войну, на юге России, пока не тронутом большевиками. Здесь некая съемочная группа спешно заканчивает салонную мелодраму «Раба любви» с участием звезды Ольги Вознесенской (ее прототипом как раз и послужила Холодная). Участники съемок пытаются вести привычный образ жизни и не вникать в актуальную политическую обстановку. Мирные беседы, обеды в ресторанах и... мечты о Париже. Однако среди этих людей есть человек, оператор Виктор Потоцкий, который не желает мириться с происходящим: он сознательно участвует в подпольном революционном движении и вооруженном противостоянии «белых» и «красных». Забракованную им пленку для съемок фильма Потоцкий использует для нелегальных репортажей о бесчинствах «белых» в целях «красной» пропаганды. Когда Вознесенская узнает о его подпольной деятельности, она восхищается оператором. «Господи, как это замечательно: заниматься делом, за которое могут убить или даже посадить в тюрьму!» - произносит героиня Елены Соловей. Потоцкий тайно влюблен в актрису Вознесенскую, он пытается раскрыть ей, далекой от политики, смысл происходящего в России. И она увлекается его идеями и даже помогает ему (прячет у себя запретную пленку). Однако романтический флер в финале картины оборачивается суровой реальностью: успевшая полюбить оператора Ольга становится свидетельницей страшных сцен, в том числе и убийства Потоцкого...В последнем эпизоде фильма, когда пустой поезд уносит героиню в неизвестность, а вслед за ней скачут казаки, она произносит ставшую крылатой фразу «Господа, вы звери!» (изначально Ольга Вознесенская говорила совсем другие слова - «Господа, я не с ними, я с вами», -но по идеологическим соображениям реплику пришлось переозвучить).Жизнь знаменитой актрисы немого кино Веры Холодной была настолько открыта, чиста, полна любви и тихой семейной радости, что, казалось, никто и никогда не посмеет сказать ничего плохого об этой великой женщине. Безусловно, слухи, сплетни и домыслы являются неотъемлемой частью жизни публичных людей, но на то они и зовутся «пустой болтовней». Другое дело, когда подобные мысли облекаются в литературную форму и начинают жить на страницах художественных произведений.

Итак, в 1955 году в свет вышел перевод (с украинского языка) романа Юрия Смолича «Рассвет над морем». Его действие разворачивается в Одессе в период иностранной интервенции, а в качестве одного из героев автор выводит «артистку синематографа» Веру Васильевну Холодную. Всё было бы ничего, если бы Смолич взял за основу биографию «королевы экрана» (как делают многие авторы, вплетая в ткань своего произведения историческое лицо) и придерживался известных фактов. В «Рассвете над морем», однако же, Вера Холодная представлена как... женщина легкого поведения! Сперва она, чтобы добиться визы для выезда из страны, становится любовницей французского консула мсье Энно, а затем (по его приказанию) - любовницей белогвардейского генерала Гришина-Алмазова. Полученные шпионские сведения от одного любовника Вера передает другому...Столь вольное обращение с биографией звезды немого кино не могло не вызвать общественного резонанса. После ряда передач «Кинопанорамы» о Вере Холодной в редакцию стали приходить письма от людей, лично знавших актрису (например, И. Южного-Горенюка, который был членом подпольного Одесского ревкома в период французской интервенции), «коренных одесситов» и простых зрителей с просьбой вернуть доброе имя «королеве экрана».