Айседора Дункан в кинематографе


Став знаменитой и востребованной артисткой, которую приглашали выступать на подмостки величайших театров мира, Айседора Дункан легко могла бы продолжить свою головокружительную карьеру. Однако мечта детства - открыть собственную школу танца - не давала ей покоя. «Стоило мне закрыть ночью глаза, как легкие блестящие видения начинали порхать в моем воображении, умоляя меня вызвать их к жизни».В 1904 году Айседора Дункан занялась организацией своей школы. Она решила, что основать ее необходимо в Германии - европейском центре философии и культуры. В этом деле ей помогали мать и сестра Элизабет. После долгих поисков помещения Айседора останавливается на только что построенной вилле в Груневальде.


Для начала Айседора и ее родные закупили сорок детских кроваток. Вестибюль и другие помещения школы украсили картинами, на которых изображались танцующие дети, скульптурами, барельефами, античными вазами и книгами. Изучая искусство танца в окружении этих произведений, юные дарования должны были походить на изображенных героев. По мнению Айседоры, это был первый шаг к красоте и к новому танцу. «Кроме того, для достижения гармонии, о которой я мечтала, - писала Дункан, - ученицы должны были проделывать ряд специально подобранных упражнений. Эти упражнения исполнялись охотно и весело, так как были созданы с намерением согласовать их с личными побуждениями ребенка. Каждое упражнение являлось не только средством к достижению цели, но и самой целью, и цель эта была - наполнить день и сделать его счастливым». Разумеется, каждый учебный день Айседора посвящала занятиям танцами.При школе имелся врач - знаменитый хирург доктор Гофф, который следил за здоровьем учениц. По его настоянию, была введена вегетарианская диета, так как Гофф считал, что детям полезнее иметь в рационе свежие овощи и фрукты.Организация школы, административные дела и преподавание занимали много времени, а содержание учениц требовало огромных расходов. И время от времени Айседора уезжала на гастроли, оставляя учениц на попечение сестры Элизабет.

Айседора Дункан открывала свои школы танца во многих странах: Германии, Франции, Америке, Греции и России. В России она побывала впервые в 1905 году. И надо сказать, публика была в восторге от ее выступлений. Во время этой поездки Айседора посетила Императорское балетное училище. Маленькие девочки, упорно повторяющие одни и те же движения и упражнения, огромные, со сквозняками, танцевальные залы, на стенах которых вместо украшений висел лишь портрет императора, произвели на великую танцовщицу удручающее впечатление. «Я пришла к глубокому убеждению, - писала Дункан, - что Императорское балетное училище враждебно природе и искусству».В 1907 году Айседора вновь приезжает в Россию - но на этот раз она посещает Петербург, исполненная желания открыть здесь свою школу. Ее сопровождают сестра и двадцать младших учениц. Однако затея не увенчаласьуспехом: Императорский балет, по воспоминаниям самой Айседоры, «слишком прочно укоренился в России, чтобы можно было думать о переменах».

Не найдя поддержки своим начинаниям ни в Германии, ни в России, Айседора увозит учениц в Лондон. Но и здесь ей не удается найти помощь и средства для организации будущей школы. И ей ничего не остается, как вернуться обратно в Груневальд.Айседора никогда не жалела денег на открытие и поддержание очередной школы, даже если деньги были ее личные и последние. Когда средства заканчивались, она заключала контракты на гастроли. Пополнив же банковский счет, вновь возвращалась к своим девочкам.Дело, начатое Дункан, продолжало существовать и после ее трагической гибели. Так, открытой Айседорой в 1921 году московской школой руководила приемная дочь танцовщицы Ирма. И, несмотря на то, что в 1925 году правительство прекратило финансирование школы, начинание Дункан просуществовало до 1949 года. Лишь тогда школу танцев закрыли по идеологическим соображениям, как пропагандирующую «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки».

Последователями Айседоры Дункан в России стали «пластички-босоножки» Элла Рабе-нек, Людмила Алексеева и Стефанида Руднева. Рабенек училась в Германии у сестры Дункан Элизабет. Затем, по предложению Константина Станиславского, она преподавала пластику в Драматической школе при МХАТе. А в 1910 году Элла Рабенек открыла свою студию «Московские классы пластики». В эту студию и поступила Людмила Николаевна Алексеева, будущий знаменитый педагог. Выступления школы имели успех как в России, так и за границей.Вскоре уже Алексеева начала самостоятельную преподавательскую и режиссерскую деятельность. Понадобилась многолетняя практика, чтобы создать свою школу движения. В разное время школа Алексеевой именовалась и «Студия танца Л. Алексеевой», и «Мастерская искусства движения», и «Студия гармонической гимнастики и танца», и «Школа-лаборатория художественной гимнастики». Единение с музыкой - одна из основных особенностей системы движения, которую преподавала Людмила Алексеева. В этом она сближалась с методом свободного танца Стефаниды Рудневой и студии «Гептахор». Знаменитая артистка, Руднева неоднократно посещала выступления Айседоры Дункан в России во время ее гастролей в 1907-1908 и 1913 годах. Именно новаторское искусство Дункан послужило предпосылкой для создания метода музыкального движения Стефаниды Рудневой.

Сегодня во многих странах мира сохраняется и развивается традиция танца Айседоры Дункан. Ее последователи работали и продолжают работать в Америке, Франции, Швеции, Германии, Венгрии, Греции и России. Запись оригинальной хореографии Дункан переложена на ноты, танцы Айседоры в исполнении современных танцоров сняты на видео. Кроме того, выпущено множество книг по технике свободного танца. В 2001 году в Санкт-Петербурге был открыт Культурный центр чистых искусств имени Айседоры Дункан (Дункан-Центр). А с 2002 года проводится ежегодный Международный открытый некоммерческий фестиваль памяти Айседоры Дункан.

Так чем же все-таки был столь примечателен танец Айседоры Дункан? Как получилось, что она стала новатором в этом виде искусства? И чем был ей плох классический балет?Танец Айседоры зародился на рубеже XIX— XX веков, в период, которому вообще был присущ поиск новых идей - о смысле жизни и искусства. И Айседора Дункан выдвинула новую художественную концепцию - «танца будущего», который призван был освободить телои дух человека, наполнить жизнь новым смыслом. Дункан категорически отвергала школу классического балета, заменяя ее новой формулой танца. Отныне главным принципом становится рождение движения из музыки, а не наоборот. Это был абсолютно новый подход. Идя от музыки к танцу, Айседора пыталась угадать то движение, которое уже было заложено в музыкальном произведении. Ее танец был лишен различных сложных па, он отличался простыми и естественными движениями, которые мастерски оттачивались путем длительного изучения античной скульптуры. Дункан считала ее идеальным образцом гармонических телодвижений. Техника ее танца не была сложной, но при помощи довольно небольшого набора поз и движений Айседора передавала самые тонкие оттенки эмоций, и простые же сты при этом наполнялись глубоким поэтическим содержанием. Система танца Дункан не требовала, в отличие от классического балета, изнурительной и суровой подготовки. Танец естественное продолжение человеческого движения, он должен отражать эмоции и характер исполнителя. Язык души - вот главный импульс рождения танца. Айседора Дункан исполняла свой танец под музыку великих композиторов: Шопена, Моцарта, Шуберта, Бетховена, Вагнера, - что тоже было ново.

Жизнь Айседоры, сама по себе напоминающая увлекательный фильм, разумеется, не могла не привлечь к себе внимания режиссеров. Так, в 1966 году знаменитый английский режиссер Кен Рассел снял документальный фильм для канала ВВС «Айседора Дункан, величайшая танцовщица в мире» («Isadora Duncan, the Biggest Dancer in the World»). Главную роль в нем исполнила Вивьен Пиклз. Сценарий был написан Кеном Расселом и Сьюэллом Стоксом, английским писателем, биографом, драматургом и сценаристом. Стокс познакомился с Айседорой Дункан в самом конце ее жизни, в период безденежья и одиночества. В 1928 году, вскоре после смерти Дункан, он написал мемуары о своих беседах с американской танцовщицей.

В 1968 году вышел фильм «Айседора»/«Любовники Айседоры» («lsadora»/«The loves of Isadora») совместного производства Великобритании и Франции, снятый известным британским режиссером Карелом Рейшем. В основу фильма легли две книги: самой Дункан «Моя жизнь» и С. Стокса «Айседора Дункан: интимный портрет». Эта картина повествует о жизни и творчестве знаменитой танцовщицы. По сюжету, Айседора Дункан диктует воспоминания своей секретарше, и перед ней всплывают наиболее яркие моменты ее жизни...Ванесса Редгрейв, исполнившая в картине главную роль, была номинирована на премию «Оскар» как лучшая актриса. Редгрейв и сама увлекалась балетом в юности. В картине Рейша она в полной мере проявила свое увлечение этим видом искусства: ее Айседора предстает перед зрителем «первой хиппи», которая бросает вызов обществу, - что было весьма актуально в 1960-е годы. В 1969 году фильм получил приз Каннского кинофестиваля.