Рассвет гитары в конце XVI века


Рассвет гитары, наступивший в конце XVI века, привел, по свидетельству современников, к последовательному отказу от ручной виуэлы, столь популярной в предыдущие столетия. Относительная легкость игры на гитаре, особенно в том, что касается переборов, стала причиной её быстрого распространения среди народных масс, а также критики со стороны интеллигенции и литераторов эпохи. Несмотря на это, на протяжении XVII века гитара постепенно завоевывала престиж. Многочисленные трактаты музыкантов и теоретиков, посвященные ей, только прибавили ей популярности. Среди них выделяется: «Метод для обучения игры на гитаре на испанский манер» Луиса де Брисеньо, опубликованный в Париже в 1626 году, «Новый цифровой метод для обучения игры на гитаре, разнообразной и совершенной, с доводами об идеальности и изобилии этого инструмента» португальца Николаса Доиси де Веласко (1640) или «Первая книга об испанской гитаре» итальянца Анжело Микеле Бартолотти того же года. В 1674 году вышла в свет работа Гаспара Санса «Руководство по игре на испанской гитаре и методика обучения с азов до вершин мастерства», которая была самой важной из всех опубликованных трудов по гитаре на протяжении века.

Растущий интерес к инструменту среди композиторов и теоретиков сохранялся в течение всего XVIII века, который был ознаменован значительными изменениями: гитара приобрела более пропорциональные и гармоничные формы, а также привычные украшения в виде инкрустации и ажурной розетки.С приходом к власти династии Бурбонов в Испании в 1701 году музыкальные вкусы изменились,и стало заметным французское влияние, черты которого можно проследить как в произведениях Арканджело Корелли, так и в сочинениях знаменитого гитариста Франческо Корбетта.Это привело к тому, что в погоне за модой, далекой от самобытных традиций, были забыты народные мотивы. Несмотря на все это, гитара стала иметь все большее значение и признание в культурных кругах страны в отличие от других государств Европы (за исключением Германии), где с середины XVIII века наметился кризис гитарного искусства.

На протяжении этого века появились многочисленные трактаты, посвященные уже шестиструнной гитаре. Установление авторства идеи добавления шестой струны не лишено полемики - очень сложно проследить след этого нововведения. Тем не менее, чаще всего его приписывают Мануэлю Гарсии, также известному как Отец Базилио, гитаристу-цистерцианцу при дворе Карла IV. Также после того, как стало нормой использование шестой струны, произошли другие изменения, которые закрепили за гитарой в последующие века статус концертного инструмента. Размер корпуса увеличился, в то время как резонаторное отверстие стало меньше. Также прижились гитарные механические колки, лады стали доставать резонаторное отверстие, а декоративные элементы уменьшились. Но, пожалуй, самым главным новшеством была замена двойных струн одинарными. Благодаря всем этим нововведениям гитара заняла достойное место в просвещенных музыкальных кругах во время первой половины XIX века, хотя нельзя сказать, что до конца этого века она была окончательно принята во всей Европе. В Испании пересмотр взглядов на народную музыку композиторов такой величины, как Исаак Альбенис или Энрике Гранадос, а также новые звуковые возможности инструмента, привели к его полному возрождению. С этого момента её периодическое введение в оркестр, и особенно в камерные группы, способствовало тому, что важность гитары больше не ставилась под сомнение.