Лютня - родственница классической гитары


Попытки установить истоки инструмента приводят к лютне, появление которой считается более ранним. В конце XV века гитара обладала головой с наклоном, колками на её задней поверхности, корпусом с плоским дном или с небольшой выпуклостью, отдельным грифом, центральной розеткой и четырьмя сдвоенными струнами. Наступление Возрождения обозначило переломный момент в исследованиях происхождения гитары: с этих времён сохранились образцы инструментов и документальные свидетельства. Струны гитары настраивались обычно попарно, то есть сдвоенные струны настраивались в одной и той же тональности или же по октавам. Для виуэлы, которая была популярной в конце XV века и оставалась средневековым прототипом гитары на протяжении всего XVI века, была характерна манера настраивать разные парные струны в унисон. Гитары XVI века располагали четырьмя или пятью парными струнами (известны даже образцы с шестью) и были меньшего размера по сравнению с современными.

Судя по всему, инструменты с пятью сдвоенными струнами предпочитали использовать в аккомпанементе, а с четырьмя -в полифонической музыке, что подтверждается в «Tres libros de musica en cifras para vihuela» («Три книги с музыкой в цифрах для виуэлы») Алонсо Мударры. В сочинении, предназначенном для техники щипка, не приводились ноты, которые следовало исполнять, а содержалась система символов, в которой указывалось расположение пальцев на каждой из струн и длительность нот.За трудом Мударры последовали многие другие. Инструмент, которому были посвящены эти работы, был меньше, чем современная гитара, с менее обозначенным сужением (хотя оно было более заметно, чем у виуэлы) и с зачастую тщательно изготовленной розеткой в том месте, где сейчас располагают отверстие ящика. Дно чаще всего было плоским. Звук извлекался с помощью плектра, и обычно струны были металлическими. Лады делались из металла, так же как и на современной гитаре. В тех случаях, когда они изготавливались из кишок, их обвязывали вокруг грифа.

С переходом Возрождения в раннее Барокко, вариант с четырьмя сдвоенными струнами уступил место более распространенному виду с пятью, что к середине XVI века стало общепринятым явлением. Идея добавления пятой струны, так называемой «примы», исторически приписывают Висенте Эспинелю, в связи с чем в дальнейшем она получила имя «эспинелы». Первое сочинение, предназначенное для этого вида, вошло в «Орфеева лира» Мигеля де Фуэнльяны, изданного в Испании в 1554 году. По сути, оно было написано для инструмента, настроенного так же, как современная гитара, но без самой высокой по звучанию струны. Год спустя, другой испанец, Хуан Бермудо, упомянул о некоторых усовершенствованиях, но дополнение, предложенное Фуэнльяной, снова встречается в произведении «Испанская гитара» Хуана Карлоса Амата, опубликованном в 1596 году. Амат проанализировал главным образом роль гитары в аккомпанементе и рассмотрел технику так называемой «ударной музыки», состоящей во взятии аккордов левой рукой, в то время как правой совершаются переборы.

В то время получила развитие система табулатуры, появившаяся в первом труде о гитаре с пятью парами струн, собранном Франсиско Палумби в 1590-х годах, в котором аккорды обозначаются буквами алфавита. В данной схеме используется также ряд вертикальных линий для указания направления ударов правой руки: сверху вниз или наоборот.Табулатура превратилась в самую распространенную систему нотации для гитары в XVII веке. Итальянец Джироламо Монтесардо присвоил себе авторство игры переборами с алфавитной нотацией в работе «Новоизобретенная табулатура для исполнения танцев на испанской гитаре без цифр и нот». Тем не менее, Амат уже её упомянул в своем труде. В середине этого столетия гитара с пятью парными струнами была общепринятой в Италии, Англии, Франции и Испании. С этой разновидностью сосуществовала еще одна, меньших размеров, известная как гитарилья или гитарильо.