Гитаристы - виртуозы


В средние века гитара была истинно народным инструментом, и на ней играли анонимные исполнители, аккомпанируя песням и танцам.Тем не менее, начиная с XV века, ведущие гитаристы состояли на службе у высших слоев населения. Присутствие менестрелей, играющих на гитаре, при европейских дворах и, особенно, в Испании было обычным делом в ту эпоху. В документах упоминаются, среди прочих,Ганс де Логе (гитарист) и Хуан де Паленсия (исполнитель на лютне), находившиеся в услужении у короля Кастилии; Альфонсо де Каррион, Альфонсо де Толедо и Мартин де Толедо, Альфонсо де Пеньяфьель и персонаж по имени Гийом Пети находились при каталоно-арагонском дворе. Настоящего рассвете искусство игры на гитаре достигло в XVII веке.Виртуозы и новаторы В Италии музыка, записанная при помощи табулатуры, увидела свет в 1606 году, и самым ярким представителем данного метода был Джованни Фоскарини, который работал в Италии и Нидерландах. Он опубликовал множество книг, среди которых «Табулатура испанской гитары». Самым известным гитаристом следующего поколения был Франческо Корбетта, который обосновался при дворе короля Англии Карла II. Корбетта ранее жил во Франции, где проводились уже упомянутые первые семинары по игре на гитаре, творение Луи де Брисено. Во Франции барочная школа достигла своего максимального выражения в музыке Робера де Визе, ученика Корбетта, а также его соотечественника Жана-Батиста Люли.

На рубеже XVIII и XIX веков, итальянец Никколо Паганини и его испанский современник Фернандо Сор достигли высот настоящих виртуозов классической гитары. Вместе с Сором его друг Дионисио Агуадо опубликовал труды, посвященные гитарному искусству. Среди них стоит отметить «Сборник этюдов для гитары» (1820) или «Новый метод для гитары» (1843). Агуадо и Сор придерживались различных взглядов на технику ударов по струнам. Агуадо считал, что необходимо ударять по струнам подушечками пальцев, в то время как Сор утверждал, что это удобнее делать при помощи ногтей.Француз Наполеон Кост был достойным соперником для каждого из них. В течение XIX века также выделялись своим мастерством итальянцы Джованни Карулли, Мауро Джулиани, Маттео Каркасси, Джулио Ренгонди и Цани де Ферранти и русские гитаристы Макаров, Аксенов, Свинцов и Сихра. Франсиско Таррега был первым в Испании, кто применил новшества, предложенные Антонио де Торрес Хурадо. Многочисленные транскрипции произведений других авторов, сделанные им, сопоставимы по значимости с его собственными сочинениями. Таррега развил до максимума технические возможности инструмента и показал себя несравненным виртуозом.

На фоне стольких европейских мастеров выделялась фигура парагвайца Августина Барриоса Мангоре, первого выдающегося латиноамериканского гитариста. Несмотря на то, что многие из его сочинений так и не были опубликованы, его техника передалась следующим поколениям благодаря многочисленным записям.Изобрести гитару вновь Андрес Сеговия является для многих настоящим воплощением классической гитары. Он привнес в игру на гитаре приемы, используемые на других инструментах. Решительный по натуре, он начал давать концерты в 14 лет и делал все возможное, чтобы гитара завоевала статус концертного инструмента. Он сочинял, исполнял, транскрибировал и даже заказывал написание произведений другим авторам.Многочисленные современные ему композиторы, среди которых Турина, Понсе и Родриго, писали произведения специально для этого блестящего исполнителя, способного продемонстрировать на гитаре предел её возможностей. Более того, итальянец Марио Кастельнуово-Тедеско посвятил ему некоторые из своих работ, среди которых стоит упомянуть «Дьявольское капричо» (1935), «Тарантелла» (1936) или «Концерт для гитары с оркестром» (1939). Сейчас заметными гитаристами являются неподражаемый Джулиан Брим, а также Джон Вильямс, ученик Андреса Сеговии, который вышел за пределы классического репертуара и увлекся популярной и традиционной музыкой.

С середины XIX века испанская гитара и канте хондо составили замечательный симбиоз, который положил начало появлению настоящих артистов. Сначала они использовались как аккомпанемент пению и танцу, и позже как сольные инструменты. Сейчас обучение искусству фламенко немыслимо без гитары.Франсиско Родригеса Мурсиано, Эль Планету, и Хулиана Аркаса можно считать первыми мастерами гитары фламенко, по стопам которых пошли Эль Маэстро Патиньо, Пако де Лусия, Антонио Соль, Хуан Абичуэла и Хавьер Молина. В начале XX века, в период стремительного роста популярности гитары фламенко, большую известность приобрёл Рамон Монтойа, который вместе с кантаором Антонио Чаконом, регулярно выступал в певческих кафе в испанской столице. Монтойа, не раз демонстрировавший своё виртуозное владение гитарой, создал технику, которая вводила элементы классической гитары, придавая оттенкам фламенко новое звучание, что произвело сильное впечатление как на его соотечественников, так и на последователей: Мануэль Серрапи («Ниньо Риккардо»), Луис Маравилья, Маноло де Уэльва, Мельчор де Марчена и Агустин Кастельон («Сабикас»).

Начиная с 1960-х годов появились профессиональные гитаристы, которые дали новую жизнь фламенко, находившемуся в упадке в 1940-е годы. Это время великого Пако де Лусия, который стал известен, аккомпанируя Хосе Монхе («Камарон де ла Исла»). Компаньон прославленных джаз-музыкантов Чика Кореа и Эл Ди Меола, Пако де Лусия преобразовал искусство фламенко своей игрой на гитаре и установил основы новой музыкальной концепции.Вместе с Пако де Лусия взошла и звезда Маноло Санлукара (Мануэля Муньоса Алькона), который с ранних лет увлекался гитарой. Санлукар отличается своими неизменными новаторскими способностями. Маноло Санлукар не только считается одним из самых лучших гитаристов фламенко в истории, но и является автором многочисленных произведений для гитары фламенко и оркестра («Родник», «Медея» и «Тавромагия»), а также работ в классическом жанре. Начиная с 1970-х годов, такие артисты как Пако Пенья, Пепе Абичуэла, Маноло Франко, Томатито (который стал аккомпанировать Камарону после Пако де Лусия) и Висенте Амиго сумели завоевать своим искусством уважение критиков и восхищение публики. Группа «Кетама» и Раймундо Амадоре, музыкант с которым она сотрудничала, практиковали смешение стилей в искусство, а разнообразие - в новую форму жизни.